Управление дебиторской задолженностью
Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия – это совокупность мероприятий, обеспечивающих принятие и реализацию решений по вопросам управления задолженностью предприятия перед партнерами и партнеров перед предприятием.
Управление дебиторской и кредиторской задолженностью отличается по роли (активной или пассивной) предприятия. Если в случае с кредиторской задолженностью предприятие может само решить, в какой момент произвести платеж, то в случае с дебиторской – только воздействовать на контрагентов.
Может показаться, что лучшей политикой управления дебиторской задолженностью будет работа исключительно по предоплате. Однако это уменьшит объем продаж, потому что далеко не все покупатели готовы работать на таких условиях. В результате возникают противоречивые задачи:
- увеличение объемов продаж, сопряженное с наращиванием дебиторской задолженности,
- поддержание ликвидности и платежеспособности компании.
Сбор дебиторской задолженности, особенно если компания уже уплатила с нее налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, - одна из приоритетных задач. Управление долгами дебиторов необходимо для того, чтобы предприятие не утратило полученную прибыль, а риск финансовых потерь был уменьшен.
Для минимизации рисков, обусловленных дебиторской задолженностью, фирма постоянно должна контролировать формирование этой задолженности. Далеко не во всех случаях применение превентивных мер обеспечивает должный уровень защиты, тем не менее, эти мероприятия тоже необходимы:
- оценка потенциальных и действующих контрагентов,
- работа со внесением авансов,
- страхование дебиторской задолженности.
Эффективность можно обеспечить только путем применения комплекса мероприятий. Так, применяя своевременный анализ и контроль компания может выявить задолженность, срок по оплате которой истекает, и оперативно повлиять на ее взыскание. На дебитора можно воздействовать мягко или более жестко:
- предложить реструктуризацию задолженности, лояльные условия погашения (бартер или отсрочку),
- подать в суд.
При работе с дебиторской задолженностью необходимо производить последовательное планирование и четко выстраивать процесс управления рисками неплатежа. На первом этапе следует организовать правильный и своевременный документооборот с контрагентами и внутри предприятия. Для этого определяют круг работников, отвечающих за работу с предприятиями-дебиторами. Дебиторскую задолженность подвергают регулярному анализу, готовятся регламенты, в которых закрепляется порядок мероприятий, направленных на возврат долга. Сотрудников важно мотивировать на достижение целевых показателей по возврату задолженности.
С дебиторской задолженностью могут работать разные службы компании:
- служба безопасности,
- юридическая служба,
- финансовая служба.
Конкретные зоны ответственности определяются содержанием и структурой задолженности, кругом участников договорных отношений и т.д. Важно грамотно распределить ресурсы и усилия: так, более квалифицированные работники должны привлекаться для подготовки типовых документов, которые менее квалифицированные работники потом будут применять в качестве шаблонов.
Управление кредиторской задолженностью
Под кредиторской задолженностью понимают непогашенные обязательства компании перед кредиторами.
Среди типичных кредиторов предприятия можно выделить:
- поставщиков товаров, услуг, работ,
- арендодателей,
- работников,
- внебюджетные фонды и бюджет,
- покупателей (если они внесли аванс за будущие поставки, а сами поставки еще не были произведены).
В балансе кредиторская задолженность отражается в разделе пассивов (чаще всего – как краткосрочное обязательство, но если договор предусматривает, что платеж будет произведен более чем через год, то как долгосрочное).
Важнейший элемент управления кредиторской задолженностью – обеспечение рациональности ее структуры. Речь идет о том, чтобы установить соотношение между разными видами кредиторской задолженности. На то, какое соотношение считать оптимальным, влияет множество факторов. Ключевой показатель рациональности структуры и надежности – это минимизация риска прекращения функционирования предприятия.
К примеру, отдельные предприятия полагают, что налоговые платежи в бюджет можно откладывать – это достаточно дешевый способ привлечения дополнительного финансирования (пеня по налогам ниже, чем ставки по банковскому кредитованию). Однако высокая задолженность перед бюджетом чревата тем, что налоговые органы наложат взыскание на компанию и приостановят операции по ее счетам. Даже если у компании не один счет, это не спасет – приостановка произойдет по всем из них, и даже после снятия нужной суммы с одного придется ждать «разморозки» остальных.
Задержка выплаты заработной платы сотрудникам может показаться вообще бесплатным источников привлечения денежных средств. Но это, во-первых, негативно влияет на трудовую мотивацию и порождает текучесть кадров (что весьма затратно, особенно применительно к квалифицированной рабочей силе), а во-вторых, может спровоцировать проверки со стороны трудовой инспекции и прокуратуры.
Большинство исследователей считают рациональной структуру кредиторской задолженности, в которой преобладают обязательства перед поставщиками (работ, услуг, товарно-материальных ценностей) и покупателями (по полученным авансам). Соотношение между этими статьями зависит от специфики работы и бизнес-модели функционирования предприятия. Если удается привлекать авансы, это указывает на хорошую репутацию и востребованность продукции, а также, возможно, на низкую конкуренцию в отрасли (либо наличие серьезных конкурентных преимуществ).
Хотя управление дебиторской и кредиторской задолженностью производятся отдельно, между ними должна обеспечиваться согласованность – как по объемам задолженностей, так и по срокам их погашения и по штрафным санкциям за просрочки.