Понятие реализации управленческих решений
Реализация управленческого решения – это направленный на достижение целей организации процесс обеспечения развития и функционирования управляемой системы в рамках заданной программы.
В исследовании процесса принятия решения традиционно ключевое внимание уделяется стадии выработки альтернатив и выбору среди них оптимальной. Некоторые ученые даже отмечали, что выработка решений поглощает большую часть средств и времени, отведенных на решение возникшей проблемы. Однако практика показывает, что ситуация иная. Наиболее сложным, длительным и трудоемким этапом процесса принятия решения, на котором затрачивается основная часть ресурсов и времени, и в то же время слабейшим звеном управленческой деятельности является этап реализации решений.
В настоящее время в практике управления наблюдается разрыв между этапом принятия управленческого решения и его реализации, который проявляется в двух аспектах:
- затягивание сроков внедрения решения,
- недостаточная эффективность реализованных решений.
Во многом эти проблемы являются следствием недостаточного внимания со стороны руководителей к такой стороне управленческой деятельности, как личное распорядительство. Ни одно решение, даже идеальное, не может реализоваться само собой. Для того, чтобы оно было внедрено, требуется организовать выполнение задач, приложить некие усилия. В связи с этим одной из базовых функций менеджмента признается руководство (или лидерство), сущность которой сводится к личному распорядительству. Элементами руководства выступают власть и распорядительство:
- Под властью в организации понимают реальную возможность единоличного принятия окончательных решений.
- Под распорядительством понимают организацию и контроль принятых решений, т.е. распределение ресурсов, подбор и расстановку исполнителей, которые способны самостоятельно выполнить распоряжения, и создание для этих исполнителей стимулов.
В условиях большинства современных организаций процесс разработки и принятия решений требует привлечения большого числа специалистов. Решения приобретают коллегиальный характер. Соответственно, меняется соотношение между усилиями менеджеров, затрачиваемыми на принятие решений, и усилиями, нацеленными на организацию и контроль выполнения этих решений, а также обеспечение стабильности и непрерывности процессов принятия решений (включая подготовку и реализацию). Роль менеджеров в организации при этом не снижается, а напротив – повышается, поскольку повышается их ответственность.
Таким образом, чтобы решение было успешно реализовано, у организации должен быть механизм их осуществления. Трудность организации внедрения решений состоит в необходимости координировать большое количество одновременно выполняемых и взаимосвязанных управленческих решений, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.
Этапы реализации управленческих решений
В рамках стадии реализации управленческих решений может быть выделен ряд этапов:
- Разработка плана реализации решения. На этом этапе определяется комплекс работ, которые должны быть проведены для реализации решения. Для каждой из работ оценивается необходимый объем ресурсов и число исполнителей. После этого работы, ресурсы и исполнители распределяются по задачам, объектам и срокам,
- Управление реализацией решения. Этот этап начинается с проведения инструктивных и методических мероприятий с выбранными исполнителями. Сотрудникам нужно объяснить, что от них требуется и каким образом они должны выполнять свои функции. Каждый исполнитель получает собственное задание, находящееся в прямой взаимосвязи с его должностными обязанностями. Решение должно быть четко сформулировано руководителем – так, чтобы исполнитель хорошо его уяснил. Затем в ходе выполнения решений требуется личное распорядительство и оказание помощи при возникновении трудностей,
- Контроль выполнения решений. Контроль осуществляется по разным направлением – контроль соблюдения основных характеристик решения, контроль сроков выполнения задач, контроль состояния проблемных ситуаций. Также выявляются все отклонения, возникающие в процессе реализации решения, от плановых показателей, и при необходимости в программу реализации вносятся изменения. Ключевая задача контроля – предотвращение последствий неверной интерпретации и искажения принятых решений путем своевременного выявления проблемы и принятия мер по ее ликвидации,
- Оценка результатов реализации. Еще на стадии внедрения необходимо периодически оценивать фактическую эффективность решения. Кроме того, следует строить прогноз окончания срока эффективного действия решения (момент, когда оно перестанет приносить пользу). Также на этом этапе определяется необходимость в корректировке реализуемого или принятии совершенно нового решения, а также систематизация и накопление опыта, формулировка алгоритмов реализации типовых решений. Подведением итогов заканчивается управленческий цикл, но в то же время оно же инициирует новый цикл. Результаты следует оценивать даже в том случае, если решение было недовыполнено или выполнено не в срок – исполнители должны понимать, как они работали, как их работа оценена руководством, а руководители могут получить полезные сведения для реализации будущих решений.
Один из важных вопросов реализации управленческих решений – ответственность руководителя и исполнителей в случае получения неблагоприятных результатов (в том числе причинения вреда организации или внешней среде).
Ответственностью называется принуждение к исполнению и соблюдению установленных норм, требований и правил.
В разных организациях устанавливаются разные механизмы распределения ответственности. Например, для военизированных структур прямой приказ вышестоящего является приоритетным. В коммерческих компаниях мера личной ответственности исполнителей обычно выше.