Понятие государственного управленческого решения
Государственное управленческое решение – это решение, которое в установленном порядке принимает правомочная государственная структура.
Компонентами государственного управленческого решения являются:
- государственная программа, обязательная для выполнения, с указанием целей и задач,
- способы, средства и ресурсы кадрового, финансового и материально-технического характера, которые нужны для оптимальной реализации решения в общественных интересах.
Государственное управленческое решение представляет собой идеальную модель будущего состояния управляемой социальной системы, с помощью которой государством формулируется представление о форме, содержании, обязательности или желательности социальных преобразований. Целью государственных управленческих решений является мобилизация, организация и ориентация людей на практическое преобразование действительности в рамках принятых раньше политических проектов и программ.
Если рассматривать государственные управленческие решения с формальной точки зрения, то их можно определить как политико-правовой акт, содержащий выраженное в логической форме воздействие управляющих звеньев (должностных лиц, государственных органов) на управляемые субъекты (общественную систему), ориентированное на достижение провозглашенных целей, удовлетворение потребностей и достижение интересов управления.
В наиболее широком понимании под государственным управленческим решением понимают облеченную в официальную форму государственную властную волю, обеспечивающую целенаправленное воздействие со стороны власти на социальную действительность с опорой на закрепление в государственных актах соответствующего вида.
Важнейшая особенность государственных управленческих решений – то, что они являются источниками права, порождают и закрепляют право в конкретных правовых формах. Причем источником права государственное управленческое решение является как по форме документального закрепления:
- указ,
- закон,
- решение,
- постановление,
- инструкция,
- приказ,
- частное определение и т.д.,
так и по социальной сущности. Принятие государственных управленческих решений происходит не по единоличной воле того или иного руководителя, а разработка – не в «тиши богато обставленных кабинетов». Первоосновой государственных управленческих решений выступает реальная социальная жизнь и правовое и политическое сознание граждан (в первую очередь – министров, депутатов и других должностных лиц, а также ученых и общественных деятелей), а также процессы, характеризующие различные общественные сферы:
- политику,
- экономику,
- культуру,
- здравоохранение,
- образование,
- жилищно-коммунальное хозяйство,
- межконфессиональные и межнациональные отношения и т.д.
В ходе развития рыночных отношений возникает потребность в принятии государственных управленческих решений, касающихся правового статуса и регулирования разнообразных форм собственности, развития предпринимательской инициативы, оптимизации инвестиционных и налоговых процессов. Если структура населения характеризуется обилием национальностей, требуются решения по части федеративных и межнациональных связей. Совокупность и соподчиненность принимаемых государственных управленческих решений порождают сложную систему, включающую вертикальные (иерархические) и горизонтальные (функциональные, отраслевые) связи.
Особенности процесса принятия государственных управленческих решений
Управленческие решения, принимаемые государственными органами, направлены на развитие или преобразование крупномасштабных или сложных объектов, обладающих различной природой. Так, местные и центральные органы управления создают программы и проекты, разрабатывают решения для социальных, экономических и экологических систем. Сами государственные органы, выступающие в роли субъекта управления, также являются сложными и крупномасштабными системами. Чтобы оценить эффективность управленческих решений, принимаемых в такой системе, требуется сложная система критериев.
Иными словами, чтобы в современных условиях принимать эффективные государственные управленческие решения, обязательно нужно учитывать системность субъектов, объектов и критериев. Для этого требуется знать:
- принцип системности, выраженный в одной из конструктивных форм,
- законы системности и эволюции систем,
- принципы развития систем в контексте системы выработки и осуществления государственных управленческих решений.
Государственный служащий, как принимающее решения лицо, должен пользоваться научно обоснованным системным механизмом выработки и осуществления решений.
Развитие системных исследований может быть разделено на четыре этапа:
- предшествующий. На этом этапе системность рассматривалась отдельно в разных науках,
- возникновение идеи общей теории систем,
- развитие теории информации и кибернетики,
- развитие системного подхода и теории систем.
Повседневная практика государственного управления показывает, что государственное лицо, принимающее решения, обычно формирует из государственных служащих и привлекаемых экспертов команду специалистов, с участием которой формируются, принимаются и реализуются государственные решения. Распространено два подхода:
- специалисты формируют и согласовывают варианты программы (решения), а затем представляют их принимающему решения лицу,
- принимающее решения лицо выбирает единственную программу, которая утверждается (согласовывается) и реализуется.
Система принятия государственных решений включает три подсистемы:
- государственное управление процессами формирования, принятия и осуществления решений (включает лицо, которое принимает решения, и его аппарат),
- формирование, принятие и осуществление решений (включает лицо, которое принимает решения, и привлеченных специалистов-экспертов),
- государственные управленческие коммуникации.