Принятие решений как функция управления
Принятие управленческих решений, на данный момент, является одной из ключевых функций любого управления. Принятие решений подразумевает под собой, сбор и анализ максимально возможного количества информации, учёт косвенных процессов, которые могут оказать влияние, а также неопределённости. Из этого следует, что управленческие решения не всегда являются совершенными, а значит, однажды приняв что-либо, необходимо контролировать изменения, к которым это решение приводит.
Принятие решений является составной частью совершенно любой управленческой функции, а необходимость в этом пронизывает все действия управляющего.
Понимание природы принятия решений – важный параметр человека желающего преуспеть в искусстве управления организацией.
Значение функции координации в управлении
Координация, наряду с принятием решений, это центральная функция процесса управления, которая обеспечивает его бесперебойность и непрерывность. Задачей координации является установление рациональных связей между звеньями организации, и, как следствие, достижение их согласованной работы. От самих координационных процессов зависит и характер таких связей.
С ростом ответственности и самостоятельности руководителей всех уровней и исполнителей происходит рост неформальных связей. Они обеспечивают горизонтальную координацию и влияют на ход работ, выполняемых на одном уровне. Необходимость в вертикальных связях, одновременно с этим, сокращается, и структуры управления приобретают плоский вид.
Взаимосвязь функций менеджмента
Главной задачей координации является обеспечение взаимодействия и согласованности в работе подразделений и структур организации путём установления рациональных связей между ними. При выполнении данной функции используются как документальные источники, так и результаты совещаний, собраний, интервьюирования и т.д. Технические средства связи, при этом, позволяют сократить время реагирования на отклонения в нормальном ходе работ.
Объединение усилий группы работников в одно русло общего дело и есть главный итог координационной работы. Координация обеспечивает эффективность такого группового сотрудничества посредством объединения групп либо отделов внутри структуры, а эффективность данных усилий поддерживается также за счёт координационных действий.
Также координация способствует обеспечению согласованности функций процесса управления и иных уровней взаимодействий, оптимальное разделение труда и разделения обязанностей.
Виды координации
Координационная деятельность осуществляется различными механизмами. Среди них различают:
- Неформальную координацию, строящуюся на взаимопонимании, психологических стереотипах и общих установках. Она используется для решения проблем возникающих в процессе разделения труда.
- Программируемую безличную координацию. Служит для решения тех же целей что и неформальная координация, однако применяется в том случае, если необходимые механизмы отношений не были выработаны. В данном случае такие механизмы вырабатывает руководитель структуры.
- Индивидуальная координация. Она необходима для уяснения целей поставленной задачи перед коллективом, т.к. работники, зачастую, интерпретируют цели по - разному. Задача руководителя или координатора состоит в том, чтобы подразделения разрешили в итоге общую проблему.
- Групповая координация. Все вопросы по координации также решаются и на уровне групп сотрудников. Это могут быть совещания, комиссии, комитеты. В ходе обсуждения учитываются как общие цели и задачи, так и личные предпочтения сотрудников. На основе подобных обсуждений принимаются согласованные решения. Зачастую, подобные собрания являются единственным способом координации действий руководителей работающих в разных подразделениях организации.