Понятие управленческого решения
Управленческое решение – выбор воздействия на элемент организационной структуры, который основан на анализе ситуации и имеет вид программы действий для достижения цели.
Принятие решений в процессе управления организацией строго систематизировано из-за ответственности, которую влечет за собой исполнение решений. Решение – часть экономического процесса, которое совершается в рамках управления, имеет три этапа:
- подготовка к принятию решения (выявление проблемы, анализ альтернатив);
- принятие решения (формулирование заданий, плана реализации);
- реализация решения (действия, оперативное руководство и контроль).
Объекты управленческих решений классифицируются по виду деятельности внутри организации:
- техническое и технологическое обеспечение;
- организация производства;
- управленческая деятельность;
- маркетинг;
- финансовые ресурсы и их развитие;
- зарплата и премии;
- социальное развитие;
- обеспечение материальными ресурсами;
- кадровое обеспечение.
При подготовке управленческого решения менеджеру нужно убедиться в наличии ресурсов и технологий для реализации решения, ориентируясь на общие цели деятельности организации, а также рассмотреть альтернативы и возможные последствия решения.
Классификация управленческих решений
Существует много признаков для классификаций решений. Общая схема выглядит так:
Рисунок 1. Признаки для классификации решений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все виды решений принимаются в процессе работы организации, но в зависимости от типа деятельности, отрасли, размера компании некоторые решения принимаются чаще, некоторые – реже.
Характеристики управленческого решения:
- Важность (зависит от размера прибыли или убытка в результате решения);
- Частота (систематически принимается решение или один раз);
- Срочность (решения, которые надо принимать немедленно, или те, которые можно отложить на долгий срок);
- Поправимость (можно ли скорректировать решение, или коррекция несет большие убытки; существуют непоправимые решения);
- Наличие альтернатив (две или множество).
Дерево целей в системе принятия решений
Вся система действий, которые предпринимаются в процессе принятия решений, называется технологией принятия решений. Это совокупность тех приемов, которые руководитель применяет для достижения целей, учитывая отрасль и текущее положение на рынке. При принятии решений существует не одна, а множество как целей, так и методов решения одной и той же проблемы. При определении цели строится «дерево целей», а при определении методов рассчитываются показатели их эффективности и прогнозируются последствия. Дерево целей выглядит так:
Рисунок 2. Дерево целей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В зависимости от цели определяются задачи для выполнения и составляется «дерево задач», которое выглядит так же, но в нем описываются функции и действия для выполнения.