Понятийный аппарат теории ситуаций
Теория ситуаций – это разновидность поведенческой теории, утверждающая, что не существует единого лучшего способа организации компании, руководства ею или процесса принятия решений.
Классики менеджмента искали некий «лучший путь» для управления:
- Ф. Тейлор – с помощью хронометрирования,
- Ф. и Л. Гилберт – изучая трудовые движения,
- Э. Мэйо – исследуя трудовые отношения.
В отличие от них, основоположники теории ситуаций пришли к заключению, что лучший путь является функцией обстоятельств, задаваемых в конкретное время и в конкретной ситуации окружающей средой. Управленческий успех определяется способностью оперативно их проанализировать, гибко приспособиться, адаптироваться в изменяющимся обстоятельствам. Искать общеприменимый универсальный лучший путь бессмысленно.
Само слово «ситуация» представлено в многообразных оттенках значений, причем это характерно как для обыденных коммуникаций, так и для научной практики:
- ситуация как совокупность обстоятельств,
- ситуация как возвышение над повседневностью,
- ситуация как результат осознания противоречий,
- ситуация как источник жизненного опыта,
- ситуация как необходимость выбора,
- ситуация как многомерная реальность.
Под ситуацией понимают кондиционально-смысловое отношение, взаимодействие между субъектом и кондициями (объективными условиями существования), опосредованное смыслом.
Ситуация всегда выступает результатом рефлексии субъекта. Строго говоря, в условиях отсутствия осмысления нельзя говорить о субъекте как таковом. Наличие смысла отличает ситуацию от «положения» или «объективных условий жизнедеятельности».
Теория ситуаций в управлении организацией
Выраженная в одном предложении, теория ситуаций для управления организацией звучит следующим образом: «Нет универсального наилучшего способа управлять организацией». Для лучшего понимания этой теории следует раскрыть ее три базовых принципа:
Принцип эффективности организации. На эффективность организации в первую очередь влияет внешняя среда (различные ее сферы – научная, технико-экономическая, рыночная и т.д.) и внутренняя структура. Если внешняя среда характеризуется неопределенностью и нестабильностью, эффективными будут организации с более централизованной, менее формализованной структурой, более полагающиеся на взаимное регулирование в подсистемах. Если внешняя среда характеризуется стабильностью, устойчивостью и определенностью, лучше показывают себя организации со стандартизованной, формализованной и централизованной структурой;
Принцип степени дифференциации. Дифференцированность подсистем должна определяться требованиями ко внешней среде.
Определение 3Под дифференциацией понимается выделение в организации частей, каждая из которых в ответ на предъявляемый внешней средой (в том числе непосредственно воздействующими на организацию институтами) спрос, что-то предлагает.
Чтобы определить степень дифференциации, можно применять четыре переменные: определенность цели, формализованность структуры, временные границы обратной связи и уровень межличностного взаимодействия в организации. Чем сильнее различия подразделений по данным переменным, тем более дифференцированной является организация. Сохранение жизнеспособности организации как целого требует объединения этих частей.
Принцип интеграции. Степень интеграции, как и дифференциации, определяется требованиями внешней среды.
Определение 4Интеграция – это уровень сотрудничества, который существует между подразделениями организации и обеспечивает достижение их целей (с учетом требований внешней среды).
Потребность в интеграции возникает в связи с взаимозависимостью и разделением работ в организациях.
Теория ситуаций в лидерстве
Теория ситуаций применительно к лидерству состоит в том, что эффективность определенного поведения лидера зависит от предъявляемых ситуацией требований. На успех лидера влияют подчиненные, сложившиеся группы, стоящие перед ним задачи. Теория ситуаций объясняет, почему важно использовать различные стили руководства в соответствии с порожденными разными организационными ситуациями потребностями.
Фред Эдвард Фидлер – один из ведущих ученых в сфере промышленной и организационной психологии XX века – отходя от моделей поведения, утверждал, что на эффективность группы влияет психологическая ориентация лидера и 3 контекстуальные переменные:
- групповая атмосфера,
- структура задач,
- объем полномочий лидера.
Обобщая это, исследователь приходит к выводу, что на эффективность группы влияет два фактора:
- стиль лидерства,
- благоприятность ситуации.
Иными словами, эффективность руководства представляет собой результат взаимодействия лидерского стиля и параметров среды, в которой лидер работает.
В дальнейших разработках понятие параметров отношений и задач лидерства было расширено, был введен параметр готовности, изучены каналы лидерства.
Теория ситуаций для процесса принятия решений
В соответствии с теорией ситуаций для процесса принятия решений, на эффективность принятия решений влияет несколько аспектов ситуации:
- значимость качества решения,
- доступность для лидера и его подчиненных релевантной информации,
- вероятность признания подчиненными авторитарных решений,
- вероятность кооперирования подчиненных для выработки качественного коллегиального решения,
- степень разногласий между подчиненными по вопросам отношения к альтернативным вариантам.
Итак, теория ситуаций исходит из того, что не существует единого метода или подхода, который подходил бы всегда, был наилучшим в любой ситуации. Поведение руководителя должно учитывать ситуативные факторы – объективные обстоятельства внешней среды, поведение последователей. В зависимости от специфики принимаемого решения во внимание должны приниматься дополнительные факторы.