Теория бюрократии М. Вебера
Теория бюрократии М. Вебера считается классической. Именно благодаря этому немецкому ученому, в частности его социологически исследованию феномена бюрократии начала ХХ века, данный термин был введен в научный оборот.
В своих трудах М. Вебер сформировал и обозначил основные (базовые) принципы бюрократической концепции организационных структур. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Принципы бюрократии по М. Веберу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Саму бюрократию М. Вебер определил в качестве организации, имеющей пирамидальную структуру власти, использующую силу действия безличных и универсальных правил ради поддержки этой структуры и концентрирующую внимание на не дискреционных аспектах управления. Основные характеристики бюрократии он сводил к:
- четкой регламентации внутриорганизационных правил и процедур;
- иерархичности построения организационных структур, основанных на жестко установленных принципах должностной субординации;
- формализации внутриорганизационной деятельности, которая должна осуществляться в форме письменных документов, подлежащих хранению;
- административной специализации должностных лиц, которые должны быть компетентны как в сфере своих профессиональных должностных обязанностей, так и в области правил, норм и процедур деятельности бюрократической организации в целом.
М. Вебер считал, что использования бюрократии в управлении организациями способствует их эффективному функционированию и обеспечивает принятие своевременных и квалифицированных управленческих решений. Говоря о бюрократии, он имел в виду, прежде всего, рациональную организацию, правила и предписания которой позволяют бороться с фаворитизмом и формируют основу для эффективной работы. В сущности, бюрократия в рамках теории М. Вебера рассматривалась в качестве наиболее эффективного инструмента управления организационными структурами.
Теория бюрократии Р. Мертона и А. Гоулднера
Известные американские социологи Р. Мертон и А. Гоулднер сформировали собственные концептуальные основы бюрократии, отличные от модели М. Вебера.
Р. Мертон считал, что бюрократия является следствием чрезмерной формализации организационных процедур. К основным последствиям бюрократии он относил игнорирование природы человека, приспособленчество, господство духа отчуждения, ограниченность возможностей выражения взглядов работников и подчиненность их личных целей целям организации. Помимо прочего, он связывал бюрократию с игнорированием межличностных связей и неформальной организации, а также с ее несовместимостью с развитой деятельной личностью.
В результате реализации бюрократии работники управления теряют способность к самостоятельному принятию решений. Постоянная ориентация на правила и нормы приводят к тому, что основной задачей и результатом всей организационной деятельности становится их соблюдение. В результате организации утрачивают гибкость и оказываются неспособны своевременно реагировать на изменения внешней среды.
А. Гоулднер разделал идеи М. Вебера. Он выделил два типа бюрократии – представительную и авторитарную. Первая предполагала, что власть в рамках бюрократии опирается на знания и умения управленцев. Для бюрократии авторитарной в основе власти лежали негативные санкции, в результате которых самоцелью становилось повиновение, а сама власть узаконивалась фактом пребывания в должности.
Несмотря на различия в моделях, Р. Мертон и А. Гоулднер считали, что бюрократия порождает дисфункцию, которая находит свое отражение в переносе акцента с целей деятельности на ее средства. В результате строгая дисциплина, иерархичность и неукоснительное соблюдение инструкций затрудняют рационализацию управления организацией.
Прочие теории бюрократии
Теоретические основы бюрократии получили весьма широкое развитие в научных кругах. Наиболее активный интерес к ее изучению проявляли социологи. Рассмотрим некоторые наиболее известные подходы (теории) бюрократии XIX-ХХ вв. более подробно.
В. Вильсон видел необходимость наличия единого управляющего центра в любой управленческой системе. Он считал его предпосылкой обеспечения эффективности и ответственности управления сложными социально-экономическими структурами.
К. Маркс относился к бюрократии крайне негативно, считая ее «абсолютным злом». Он отождествлял ее непосредственно с бюрократизмом, сопряженным с канцелярщиной, волокитой и пренебрежением к существу дела ради соблюдения формальных норм. В его трудах бюрократия была неизбежно связана с подменой общественных интересов частными и приводила к притязанию на монопольную компетентность. В результате основной целью становилось соблюдение интересов лиц, стоящих во главе управления организацией.
Э. Даунс разработал модель бюрократии, получившей название плюралистической. В соответствии с его теорией к характерным чертам и особенностям бюрократии относятся:
- искажение информации в процессе взаимодействия управленцев с вышестоящим начальством в целях соблюдения собственных интересов;
- неоднородность реагирования на принимаемые руководством решения и первоочередная реализация тех из них, которые выгодны самом управленцу;
- зависимость изыскания новых способов решения задач от интересов управленцев.
Американский социолог П. Блау основным критерием отнесения организаций к типу бюрократических считал процедуры модернизации и координации усилий различных подгрупп. Представитель французской науки М. Крозье в основе бюрократии видел доступ к информации.
Т. Парнсонс к числу основных черт бюрократии относил институционализацию ролей посредством формирования должностей с четкими функциями. При этом бюрократическую организацию он воспринимал преимущественно в качестве политического феномена.
Таким образом, теоретического единства в отношении изучения феномена бюрократии, формирования ее концептуальных основ и определения ее последствий в науке не существует до сих пор.