Сущность корпоративной ответственности
В широком смысле под социальной ответственностью в корпорации подразумевают добровольный вклад бизнеса в развитие общества. Развитие осуществляется в таких сферах, как:
- социальная;
- экономическая;
- экологическая.
Зачастую социальная деятельность не связана с основными направлениями работы предприятия, и поэтому выходит за рамки определенного законодательного минимума. Компания осознает значимость перед деловыми партнерами и сотрудниками предприятия, перед местным сообществом и перед населением. В России корпоративная социальная ответственность (далее - КСО) развивается быстро. В связи с этим у экспертов и исследователей КСО появляется возможность опираться на зарубежный опыт построения системы и адаптировать опыт под российские реалии. Тем не менее, ряд экспертов в данной области признают тот факт, что имеющиеся и действующие общемировые и международные стандарты и подходы к становлению и развитию КСО пока что с трудом приживаться в российском бизнесе. Поэтому в России модели КСО присущи собственные черты и характеристики.
В России выделяют следующие направления поведения бизнеса в России с социальной точки зрения:
- производство товаров и услуг, удовлетворяющих потребности населения и являющихся безопасными;
- создание новых рабочих мест;
- увеличение инвестиций в развитие человеческого потенциала;
- выстраивание добросовестных отношений со сторонами, заинтересованными в процессе производства товаров и услуг;
- неукоснительное следование законодательству, в частности требованиям со стороны налогового, трудового и экологического законов.
Немаловажным условием является эффективное ведение бизнеса, ориентированное за создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния акционеров. Это значит, что производственный процесс реализуется в соответствии с КСО, и при этом предприятие не отказывается от значимой цели - получения прибыли и наращивания финансового потенциала.
Тенденции развития социальной корпоративной ответственности в России и за рубежом
В России КСО находится на стадии становления и постепенного совершенствования. В связи с этим несколько современных тенденций развития КСО в РФ:
- Первая тенденция - заинтересованность бизнеса. Тенденция выражается в том, что отечественное бизнес-сообщество постепенно приходит к осознанию экономических выгод, которые возможны, если осуществлять вклады и инвестировать в социально значимые и экологические проекты. Поэтому в КСО-отчетность регулярно вовлекаются новые лица, имеющие опыт в реализации социальных проектов.
- Вторая тенденция – изменение причин вовлеченности бизнеса в социальные проекты. Компании вовлекаются в КСО из альтруистических побуждений, но при этом PR-эффект настолько силен, что вовлеченность приводит к появлению новых клиентов, желающих сотрудничать с компанией, иметь доступ к ресурсам и производимым продуктам.
- Третья тенденция выражается в стратегической направленности процессов КСО. Политика поведения встраивается в стратегический план компании, ряд видов деятельности трансформируется в соответствии с КСО, поскольку компания представляет вид деятельности как часть стратегии или в качестве части дальнейшего становления и развития новых подразделений. Социальные объекты и виды деятельности на самом деле влияют на характеристики фирм. На Западе уже давно многие предприятия совмещают бизнес-стратегии со стратегиями социальных проектов, поскольку это говорит о вовлеченности предприятий в социальную жизнь потребителей, в не безразличии и готовности помочь нуждающимся.
Межсекторальное партнерство - еще один принцип, которому придерживаются компании в России и за рубежом. КСО-проекты постепенно растут и укрупняются, в реализацию оказываются вовлечены не только бизнес-компании и представители предприятий. Активными участниками становятся государство и НКО, местное сообщество, даже конкуренты и конечно же партнеры. Партнерство с конкурентными компаниями считается одним из преимущественных, поскольку конкуренты более не рассматриваются как "враги" или те люди, с которыми необходимо постоянное соревнование. Конкуренты становятся полноправными участниками производственного процесса, сотрудничают с предприятием, поскольку ощущают общность цели и деятельности. Это приводит к увеличению глубины внедрения КСО-принципов. Крупнейшие игроки рынка требуют со стороны поставщиков такого же соблюдения принципов КСО, и соблюдение становится знаковым условием для дальнейшего сотрудничества.
Сотрудничество и формирование альянсов приводит к возникновению новых форм КСО, таких как работа с населением, уменьшение потребления ресурсов, снижение количества отходов. Принципы КСО соответствуют принципам равенства и единства, сохранения окружающей среды, поддержки нуждающихся. Поэтому для ряда современных компаний КСО - это часть миссии, образа жизни и мышления. Когда крупные компании демонстрируют лояльное отношение к окружающей среде и ряду категорий граждан, то их примеру следуют другие предприятия. Таким образом организуется грамотное отношение к ресурсам, их распределению и потреблению.
По оценкам отечественных экспертов, КСО (в международном понимании), занимаются в России около 100 компаний, которые так или иначе связаны с международной деятельностью. Ясно, что предприятия составляют малую долю среди всего количества предприятий. На данный момент в нашей стране субъектами, участвующими в программе КСО, являются большие компании. Лидерами корпоративной благотворительности в РФ считаются предприятия нефтегазовой, энергетической, химической, металлургической и финансовой отрасли. За границей сегодня компаний, поддерживающих КСО, намного больше, поскольку в США и Европе данный принцип сформировался раньше. Но тенденции демонстрируют постепенное выравнивание количества компаний в процентном соотношении, а аналитики прогнозируют последующий рост.