Общие принципы
Среди общих принципов управления международными фирмами выделяют следующие:
- научность: развитие системы международного менеджмента должно объективно отражать процесс функционирования международных экономических отношений.
- системность: развитие системы международного менеджмента подразумевает формирование его как системного образования.
- взаимовыгодность: формирование международного менеджмента должно производиться на базе экономической эффективности функционирования международных экономических отношений.
Специфические принципы
В принятой Хартии экономических прав и обязанностей отражены следующие принципы организации международного бизнеса, которого должно придерживаться все всемирное сообщество:
- суверенитет и политическая независимость
- суверенное равенство в мировых экономических отношениях;
- территориальная целостность и невмешательство во внутренние дела друг друга;
- взаимная и справедливая выгода;
- мирное сосуществование государств с разным общественным строем;
- равноправие и самоопределение народов;
- мирное урегулирование споров;
- устранение несправедливости, которая возникает в результате применения силы;
- добросовестность при выполнении международных обязательств;
- признание прав человека и его основных свобод;
- отсутствие стремления к гегемонии, содействие международной социальной справедливости;
- международное сотрудничество с целью сотрудничества;
- свободный доступ к морю для стран, не имеющих к нему выхода.
Принципы управления организацией на национальном уровне для каждой страны являются специфическими. Принципы реализации внешнеэкономической деятельности, закрепленные в российском законодательстве, включают следующие:
- принцип суверенитета народа при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- принцип свободы внешнеэкономического предпринимательства;
- обеспечение юридического равенства и отсутствие дискриминации;
- поддержание верховенства закона;
- защита интересов субъектов внешнеэкономической деятельности;
- соблюдение эквивалентности обмена и недопустимости демпинга.
Концепции международного менеджмента
Наглядно содержание международного менеджмента проявляется в ключевых концепциях управления международными компаниями. Данные концепции определены соотношением таких противоположных требований в общей системе менеджмента корпораций:
- необходимость приспосабливаться к национальным условиям;
- необходимость широкой интеграции любого вида деятельности в глобальном масштабе.
Первое из перечисленных требований обусловлено многообразием национальных потребностей, производственных и рыночных структур, законодательной базой, в рамках которой международная компания осуществляет сбытовую или производственную деятельность, страновыми особенностями в связи с многообразием факторов производства и уровнем квалификации работников.
Второе требование, предполагающее конвергентность потребностей во всех странах, определяет, что спрос и конкуренция, существующие в мировом масштабе, дают возможность для использования синергетического эффекта.
Итак, основная задача предпринимательской политики международных компаний - сбалансированность преимуществ, которая является итогом приспособления к условиям и использованием плюсов мировой интеграции различных видов деятельности в международном масштабе.
Различают следующие концепции международного менеджмента в зависимости от того, как фирма достигает сбалансированности:
- этноцентричная концепция;
- полицентрическая концепция;
- региоцентричная концепция;
- геоцентрическая концепция.
Сущность этноцентрической концепции управления заключена в ориентации международной корпорации на применение принципов и методов управления в стране базирования. Это связано с тем, что в рамках данной корпорации используется единый стиль и политика управления во всех государствах, где имеются подразделения данной международной компании.
Полицентричная концепция исходит из того, что условия ведения бизнеса в странах базирования структурных подразделений корпорации отличаются от условий в стране местонахождения штаб-квартиры международной компании. Значит, использование стиля управления, характерного для материнской компании, возможно только со значительными потерями, именно поэтому в зарубежных подразделениях международной компании стиль управления приспосабливают к местным условиям.
Региоцентричная концепция международного менеджмента основана на положении о том, что не только отдельные экономические районы, но и весь мир – это однородный рынок и региональная интеграция сопровождается сохранением основных стилей менеджмента.
Геоцентрическая концепция международного менеджмента опирается на то, что оптимальная предпринимательская деятельность международных корпораций в разных странах возможна лишь благодаря одновременному использованию преимуществ стандартизации. А головное отделение компании и ее зарубежные подразделения в данном случае не могут больше рассматриваться как независимые предпринимательские структуры, а должны быть между собой связаны как составные части ориентированной глобально сети разделения труда. Именно поэтому, независимо от специфических условий страны, в которой структурные подразделения компании функционируют, используется стратегия управления, которая глобальную эффективность международных корпорациий максимизирует.
Принципы ведения международного бизнеса
В качестве ключевых принципов международного бизнеса выделяются следующие:
- ответственность бизнеса: от обеспечения блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
- социальное и экономическое воздействие бизнеса: к справедливости, прогрессу и мировому сообществу;
- этика бизнеса: от соблюдения буквы закона к духу доверия;
- уважение нормативно - правовых норм;
- содействие многосторонним торговым отношениям;
- проявление заботы об окружающей среде:
- отказ от противозаконных действий.
Данные принципы обусловливают характер взаимоотношений между макросубъектами экономической и социальной структуры общества — государством, организациями и обществом в целом. Особенно значим макроуровневый подход для экономик переходного периода, в которых осуществляется трансформация базовых экономических институтов. Несоблюдение на макроуровне этических принципов, обычно, ведет к бесполезной трате усилий на разрешение частных этических проблем на уровне трудовых коллективов.
Общепринятыми этическими принципами и для организаций, и для руководителей в отдельности также считаются следующие:
- «золотое правило менеджера», определяющее, что в рамках служебного положения не допускать никогда по отношению к подчиненным, к руководству, к потребителям и таких поступков, каких бы по отношению к себе не желали видеть;
- авансирование доверием: внутри коллектива создаются благоприятные условия для принятия решений и их реализации, когда каждому человеку показывается максимальное доверие — его потенциалу, квалификации, ответственности);
- право на свободу поступков, служебного поведения, действий менеджеров или рядовых сотрудников организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не ограничивающих свободу других сотрудников;
- справедливость владения/приобретения полномочий, ответственности, прав распоряжаться разными видами ресурсами, в установлении сроков выполнения работы и т. д.;
- справедливость передачи средств и ресурсов, а также прав, льгот и привилегий;
- максимум прогресса;
- терпимое отношение менеджеров к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других регионов и стран;
- разумность сочетания коллективного и индивидуального начал в работе менеджера и принятии решений;
- постоянство воздействия, так как обеспечение соблюдения этических норм базируется в основном на использовании социально-психологических методов, требующих, обычно, длительного применения для получения необходимого результата.