Как уже было сказано нами ранее, понятие «управление» употребляется для всех общественно-экономических формаций и экономических систем, в то время как понятие «менеджмент» может быть использовано только в системе, основанной на рыночной экономике.
Понятие менеджмента может включать в себя науку об управлении, процесс управления, а также категорию людей, занимающихся управленческой деятельностью по созданию и организации производства продукции и услуги.
Для того, чтобы определить место менеджмента в критериях рыночной экономики, уточним главные понятия и законы рыночной экономики.
Определение рынка
Рынок – это совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации продуктов, продукции, работ или услуг.
Из этого определения не следует, что рынок может существовать только в критериях рыночной (капиталистической) экономики, наоборот, мы убеждаемся в том, что рынок является также частью плановой (социалистической) экономики. С той лишь разницей, что рыночной экономике обмен совершается конкретно между производителем и покупателем, в то время как в отношении плановой экономики этот процесс опосредован ролью страны.
В настоящее время в продвинутых странах в некоторых отраслях (к примеру, сельское хозяйство) роль страны остается на существенном уровне из-за необходимости регулировать жизнеобеспечение населения необходимыми товарами. Однако здесь также есть место финансовой свободы участников процесса обмена – производитель может сам выбирать состав, структуру сельскохозяйственной продукции, которую он намерен выпускать, поставщиков материально-технических ресурсов, а также стоимость реализации продукции, клиент со своей стороны сам выбирает поставщика.
Законы рынка
Существование и функционирование рынка подчинено единым экономическим законам. Рассмотрим главных из них:
- закон стоимости – в соответствии с этим законом происходит согласование цены продукции или услуги с учетом издержек по ее созданию и цены, которую клиент готов заплатить для удовлетворения соответственных потребностей;
- закон экономии ресурсов – это неизменное улучшение свойства продукции или услуги наряду с одновременным понижением издержек;
- закон равновесия – в соответствии с которым размер продукции или услуг, выставленных на продажу, уравновешивается платежеспособным спросом потенциальных покупателей. Другими словами, рынок проводит соответствие между объемами производства и необходимости удовлетворения потребностей потенциальных покупателей данного товара или услуги в любой момент времени в полном объеме и по привлекательной для покупателя цене.
Предпосылки возникновения рыночных отношений
Среди предпосылок возникновения и развития рыночной экономики можно выделить конкурентность, право принадлежности и финансовую свободу.
Конкурентность предполагает существование критериев, необходимых для действия закона стоимости – клиент должен иметь право выбора интересующей его продукции или товара по потребительской привлекательной для него стоимости, а не по цене, предложенной одиноким торговцем. Здесь же имеет место и действие закона экономии ресурсов – в рамках конкуренции производитель, создающий продукции по наиболее действенной (выгодной) стоимости, соблюдая при этом качество продукции, которое должно быть не ниже, чем у конкурентов, имеет более выгодные условия с точки зрения предстоящего развития и господства на рынке.
Право принадлежности является тривиальной предпосылкой существования рыночной экономики. Плановая экономика в свое время не исключала права принадлежности, однако она значительно ограничивала формы существования этого права – муниципальное, коллективное и личное право. В эту классификацию, в принципе, укладываются все имеющиеся формы принадлежности, характерные для рыночной экономики (исключением может быть только личное право принадлежности, которая не может быть применена для получения прибыли). Необходимо также заметить, что в плановой экономике правительство ограничивает разнообразие организационно-правовых форм собственности компаний. В то время как капиталистический рынок относится к этому более гибко, адаптируется под веяние моды, экономических условий и т. д.
Третья предпосылка, о которой мы хотим упомянуть, это финансовая свобода. Финансовая свобода предполагает возможность субъектов товарного обмена без помощи посторонних лиц выбирать, что и в каких размерах производить и по каким ценам получать. Таким образом, при наличии стартового капитала, авансируемого в создание, собственник имеет право выбрать не только схему использования своего капитала, но и сферу его внедрения (это может быть индустрия, сельское хозяйство, торговля, банковская сфера и др.).
Однако любой тип экономики подразумевает определенную роль муниципальных органов в существовании рынка. Управление рынком муниципальное образование осуществляет формированием системы законодательного и нормативного регулирования рыночных отношений. В рамках их компетенций также экономное регулирование производства отдельных видов продукции (демпинговые мероприятия и поддержка более рискованных секторов рынка). Функционирование рынка можно представить простейшей схемой взаимодействия спроса и предложения. При недостатке предложении какой-то продукции или услуги стоимость их вырастает и вложение капитала в эту продукцию (услугу) становится более рентабельным. Однако после того, как в этой сфере появляются новые производители, тем самым, увеличивая представленность этого продукта на рынке, уравновешивая спрос на него. В этом случае продукция (услуга) будет реализовываться по более справедливым ценам. Для рынка конкуренция всегда положительное, благоприятное явление. Однако может произойти спад спроса при слишком быстром наращивании производства. В этом случае особенно важна роль менеджера, способного просчитать этот момент и не ошибиться, чтобы не перенасытить рынок и не заморозить товар и денежные средства.
Таким образом, изучив особенности рыночной экономики, мы можем сделать вывод о месте менеджмента в экономике. Рыночная экономика, главной особенностью которой является усиление конкуренции производителей, имеет место менеджмент. Главная роль принадлежит менеджеру, профессиональному управленцу, умеющему грамотно распределять ресурсы, быстро перестраивать свою деятельность, в зависимости от требований внешней среды, менять задачи и ставить новые цели. В то же время плановую экономику отличает наличие статичного управления, где есть четкие бессменные показатели, нединамичное внешнее окружение, не требующего гибкой адаптации и специальных навыков работы в нестандартных и неопределенных условиях. В таких условиях, в условиях плановости, рынок как финансовая категория существовать не может.
Роль менеджера в любой социально-экономической системе, связанной с рыночной деятельностью, имеет определяющее для успеха организации значение. Видение и стратегия развития, разработанные профессиональным менеджером, оказывают решающее значение для дальнейшего существования этой организации на рынке.