Процессный подход к управлению
В рамках процессного подхода управление рассматривается как непрерывная серия управленческих функций, находящихся в тесной взаимосвязи. Само управление предстает как процесс, то есть серия связанных действий. Такие действия называют управленческими функциями, и каждая из них в свою очередь является процессом, поскольку также складывается из ряда взаимосвязанных действий. Управленческий процесс представляет собой общую сумму всех функций.
Состав функций управления – предмет научной дискуссии, разные исследователи предлагают выделять разный их перечень. Общепризнанными функциями являются:
- планирование. Эта функция нужна для принятия решения о том, какие цели ставятся перед организацией и какие действия нужно предпринимать, чтобы их достичь,
- организация. Слово «организация» используется как синоним предприятия, учреждения – то есть некоторой структуры, объединения. В то же время оно может означать и процесс, представляющий собой базовую управленческую функцию. Организация как процесс направлена на создание некоторой структуры, которая позволит предприятию выполнить планы и достичь цели. Функционирование любого предприятия связано с людьми, и важная часть организации – назначение, кем должно выполняться каждое конкретное задание из всего их перечня, актуального для данной фирмы (включая управленческие задачи). Руководитель определяет конкретных людей для каждой работы, назначает им задания и предоставляет полномочия и доступ к необходимым ресурсам. Исполнители принимают на себя ответственность за осуществление обязанностей, тем самым признавая свое подчинение начальнику. Смысл делегирования заключается в том, что руководитель получает возможность выполнить работу с помощью других людей. Возможно расширение концепции внесения системы в организацию деятельности и работы людей до создания организационной структуры предприятия в целом,
- мотивация. Человеческие ресурсы приобретают все большее значение в современных условиях. Каждый руководитель должен осознавать, что даже прекрасно разработанные планы и идеальная организационная структура не принесут успеха, если сотрудники не выполняют фактическую работу. Функция мотивации нужна для того, чтобы члены организации стабильно исполняли свои обязанности в соответствии с планом и поставленными перед ними задачами, возложенными обязанностями,
- контроль. Смысл контрольной функции связан с обеспечением реального достижения организацией своих целей. На схеме взаимодействия управленческих функций после блока контроля обратная связь обеспечивает возвращение к планированию (с необходимыми корректировками).
Системный подход к управлению
Системный подход базируется на рассмотрении организации как совокупности взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение общих целей в условиях изменяющейся внешней среды.
К таким элементам относятся:
- люди,
- технологии,
- задачи,
- структура.
Системный подход описывает организацию как систему, состоящую из подсистем – частей, обладающих собственными целями. Руководитель должен понимать, что, чтобы достичь общие цели организации, нужно воспринимать ее как единую систему. При этом важно выявлять и оценивать взаимодействие между всеми ее частями, стремиться объединить их таким образом, чтобы организация смогла получить желаемые результаты. При этом достижение каждой подсистемой своих целей – желательное, но не обязательное условие достижения общей цели.
Значение системного подхода в управлении предприятием может быть раскрыто через два аспекта. Во-первых, перед руководителем стоит задача достижения суммарной эффективности деятельности организации. При этом нужно не допускать превалирования частных интересов отдельной подсистемы, которые могут мешать достижению общей цели. Во-вторых, организационная среда всегда формирует цели, вступающие в противоречие друг с другом, поэтому приходится обозначать приоритеты.
Ситуационный подход к управлению
Основу ситуационного подхода составляет предположение, что уместность и эффективность использования разных управленческих подходов зависит от сложившейся ситуации. Поскольку таких факторов много как внутри организации, так и за ее пределами – в окружающей среде – невозможно назвать один «наилучший» способ управления. В конкретной ситуации лучшим будет тот способ, который этой ситуации соответствует.
Ситуационный подход, как и системный, не может рассматриваться как простой набор предписываемых руководств. Он скорее представляет собой способ мышления в сфере организационных проблем и их решения. Ситуационный подход опирается на то, что, хотя в общем управленческий процесс одинаков, в разных случаях конкретный набор применяемых специфических приемов уникален.
Ситуационный подход ориентирован на то, чтобы прямым образом приложить достижения науки к реальным условиям и ситуациям. Ситуация – это центральный момент рассматриваемого направления менеджмента.
Под ситуацией понимают набор сложившихся обстоятельств, влияющих на организацию в рассматриваемый момент времени.
Поскольку в фокусе внимания находится ситуация, в ситуационном подходе подчеркивается значение ситуационного мышления. Оно позволяет руководителю разобраться, какие методы и приемы дадут лучший эффект в той или иной ситуации. При этом простого перечисления переменных, оказывающих влияние на результат в наибольшей степени, недостаточно для выбора оптимального рационального решения. Сложность связана с тем, что множество ситуационных процессов влияют друг на друга и не могут рассматриваться изолированно, а охватить вниманием их все – более чем проблематично.