В многочисленных работах исследователей, посвященных проблематике классификации организационных целей, можно выделить несколько ключевых способов классификации целей, различающихся по критериям, использующимся в них (таблица 1).
Таблица 1 – Подходы к типологии целей
Типология целей по иерархии
Один из основных параметров системы организационных – это ее иерархичность. Общие цели фирмы должны быть конкретизированными в целях ее основных структурных подразделений, далее по причине того, что эти подразделения включают в себя также разные структуры (отделы или филиалы), то возникает один уровень целей. Такое «дробление» целей может иметь место вплоть до уровня отдельного члена фирмы — исполнителя, деятельность которого также должна четко целенаправленной. Цель индивидуальной деятельности отдельного исполнителя должна быть согласована с целями высших уровней и быть иерархически им соподчиненной.Итак, по их иерархическому статусу цели классифицируются на такие типы:
- цели руководства высшего уровня управления;
- цели руководства среднего уровня управления;
- цели руководства низшего уровня управления;
- индивидуальные цели исполнителей.
Поскольку большую роль в данной иерархии выполняют цели второго уровня, то существует еще одна классификация организационных целей — по признаку их отнесенности к тем или иным основным структурным подразделениям. Такое структурное основание подразумевает разделение целей на финансовые, производственные, кадровые, перспективные, исследовательские инновационные, , административные.
Психологические критерии классификации целей
Наряду с ранее рассмотренными — общеорганизационными критериями существуют также основные психологические критерии классификации целей организации:
- Деление целей на группы, в зависимости от числа лиц, к которым они относятся. Это общеорганизационные, групповые и ииндивидуальные цели.
- Классификация целей по определенности их постановки на структурированные, четкие —хорошо определенные цели и «размытые», неструктурированные цели.
- Разделение формальных и реальных цели индивидов и групп, включаемых в организацию. Подобное разделение обусловлено тем фактом, что формальное декларирование целей руководством не гарантирует еще, что они подчиненными и исполнителями будут приняты. Задача трансформации формальных и нормативно-предписываемых целей в реально действующие – это одна из главных задач и одновременно и одна из основных трудностей управленческой деятельности.
Другие походы к типологии организационных целей
Следующее основание классификации целей основано на функциональном критерии и в основном характеризует деятельность руководителя. При реализации менеджером каждой из управленческих функций он формулирует ту или иную цель («принять решение», «организовать», «проконтролировать», «мотивировать»). Исходя из этого, цели его деятельности также множественны: каждая из них может быть соотнесена с определенной управленческой функцией, а система данных функций – это еще одна типология целей.
Классификация целей по критерию временной перспективы подразумевает выделение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей. Долгосрочные цели имеют, обычно, «временной горизонт», соответствующие пяти годам; среднесрочные рассчитаны на 1 - 5 лет; а краткосрочные — на период до 1 года. Между группами этих целей имеются иерархические отношения соподчинения. Более отдаленные по сроку цели занимают высокий иерархический уровень, определяя под собой цели нижележащих уровней.
Долгосрочные цели определяют среднесрочные цели, которые определяют, в свою очередь, краткосрочные цели.
В большинстве своем временная классификация целей связана тесно с классификацией целей по критерию значимости их. В таком отношении выделяются три типа целей — стратегические, тактические и оперативные.
Деятельность каждой организации является многоплановой и многоцелевой. В процессе функционирования руководители организации решают не только производственные, но и многие другие, разнотипные задачи: организационные, социальные, научно-исследовательские, кадровые, политические. В связи с чем выделяют классификацию целей по их содержанию, подразумевающую выделение организационных, экономических, научных, кадровых, социальных, технических, политических и других целей.
Цели делятся также на две группы — внутренние и внешние цели организации. Типичный пример внешних - это «адаптация к рыночной рынка», «создание своего потребителя»; внутренних — максимизация прибыли или «стабилизация оптимальной организационной среды».
Цели организаций могут классифицироваться и по признаку приоритетности - очередности их реализации. Принято различать три основные группы целей — неотложные или первоочередные, приоритетные и отсроченные.
Существует также деление целей на количественные и качественные. Первые могут быть сформулированы в измеримом виде и поэтому предполагают наличие однозначных, четких критериев их достижимости. Вторые менее в плане их задания строги, но часто в плане своего содержания могут быть более значимыми. Пример количественных целей: «увеличение рентабельности в будущем году на 10%», а качественных целей — «проведение локальной реорганизации структуры административного аппарата».
Процесс функционирования систем управления организации зачастую характеризуется большим числом повторяющихся или «стереотипных» целей. Обусловлено это свойством технологической цикличности в работе организаций. В связи с постоянными изменениями условий реализации повторяющихся целей, способы достижения их важно адаптировать их к складывающейся ситуации. Поэтому цели организации принято делить на повторяющиеся и разовые.
Цели организации классифицируются по признаку приуроченности их к тем или иным стадиям «жизненного цикла» организации. Данная классификация включает в себя такие категории целей:
- цели, связанные со стадией проектирования и создания системы управления;
- цели, связанные со стадией развития системы;
- цели, связанные со стадией зрелого стабильного, устойчивого функционирования;
- цели, связанные со стадией завершения жизненного цикла системы.
Рассмотренная типология целей организации демонстрирует главную особенность организационных целей — предельно высокое их разнообразие и разномасштабность. Данная особенность подразумевает под собой многоплановость содержания деятельности руководителя, ее сложность, и задает систему требований к ней.