Понятие стратегического управления
Понятие стратегического управления появилось в практике ведения бизнеса в 60-70х г.г. ХХ века. Стратегический подход означает управление предприятием в долгосрочной перспективе. Он позволяет предприятию успешно функционировать в сложной, многосоставной и быстро меняющейся конкурентной среде. Провести различие между стратегическим, оперативным и нормативным менеджментом стало необходимо тогда, когда условия ведения бизнеса в рыночной экономике стали меняться (начало 50х г.г. ХХ века), т.е. когда для бизнеса стало недостаточно только лишь планирования бюджета на долгий срок и контроля за производством. Конкуренция больше не позволяла предполагать стабильную внешнюю среду для предприятия, и появилась необходимость в выработке стратегии. Обострение конкуренции стало условием перехода военного термина «стратегия» в экономику. Суть перехода к стратегическому управлению заключается в переносе акцента с внутренней среды предприятия на внешнее окружение для того, чтобы вовремя и адекватно реагировать на те изменения, которые там происходят. Стратегия разрабатывается и осуществляется на высшем уровне управления.
Стратегическое управление определяется как опирающееся на человеческие ресурсы управление, которое корректирует свое производство в зависимости от запросов потребителя, которому свойственны гибкость регулирования и своевременные изменения внутри организации, чтобы соответствовать вызовам внешней среды и достигнуть конкурентных преимуществ; в сочетании все данные действия позволяют предприятию выжить и достичь своих долгосрочных целей.
Предмет и объект стратегического управления
Объекты стратегического управления:
- собственно организация в целом;
- важные хозяйственные подразделения внутри организации;
- функциональные зоны организации.
Предмет стратегического управления:
- Вопросы, напрямую касающиеся генеральной цели предприятия;
- Вопросы, связанные с одним из элементов в структуре организации, если он нужен для реализации целей, но сейчас у предприятия его недостаточно или он полностью отсутствует;
- Вопросы, касающиеся взаимодействия с неподконтрольной внешней средой.
Чаще всего в стратегическом управлении решаются именно вопросы из последней категории. Поэтому для успешного стратегического планирования необходимо хорошо ориентироваться в том, какие именно факторы внешней среды влияют на работу организации. Но для оперативного реагирования на изменения внешней среды нужно знать те ресурсы, которыми организация обладает в настоящий момент, так что без анализа внутренней среды стратегическое планирование так же невозможно.
При разработке стратегии менеджеру необходимо ответить на ряд вопросов, основной из которых звучит так: «Какой мы хотим видеть компанию через n-ое количество времени (полгода, год, 5 лет)?» Этот вопрос влечет за собой следующий: «Какими ресурсами мы обладаем в данный момент?» И вслед за ним возникает вопрос: «Какими методами мы будем оперировать, чтобы достичь цели?»
Первый вопрос отражает одну из важных особенностей стратегического управления – ориентацию на будущее. Второй вопрос отражает необходимость сбора информации о всех областях функционирования организации для анализа прошлых проблем, нынешнего положения и планирования на будущее. Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии и неизбежной корректировкой ответов на все три вышеперечисленных вопроса.
Итак, сущность стратегического управления заключается в составлении и воплощении на практике стратегии организации, которая основана на постоянном контроле и оценке изменений в деятельности организации для сохранения способности выживать в неподконтрольной и непредсказуемой конкурентной среде, а также эффективно функционировать в ней.
Принципы стратегического управления:
- Научность подхода. При планировании используется множество статистических данных и аналитических методов, таким образом в работе сочетается несколько наук.
- Творчество. Несмотря на максимальное приближение к научности в работе, менеджер не должен забывать, что конкурентная среда – непредсказуема, а значит, часто реакция на изменения в ней должна содержать элемент импровизации и гибкости.
- Целенаправленность. Разработка стратегии и постоянный анализ и учет данных должны быть ориентированы на исполнение глобальной цели организации (т.е., миссии). Это сужает круг работы и обеспечивает лучшее функционирование предприятия.
- Гибкость. Означает корректировку планов в зависимости от изменений в условиях функционирования организации. Без гибкости ни одна стратегия не сможет вовремя отреагировать на изменения внешней или внутренней сред.
- Согласованность. Все планы и действия на разных уровнях организации должны быть едины между собой. Это достигается путем согласования действий всех подразделений предприятия.
- Обусловленность. Для воплощения стратегии на практике необходимо создать для нее условия, при которых она станет реализуемой. Для этого укрепляют организационную структуру, разрабатывают систему мотивации для персонала, улучшают механизмы управления.
Процесс стратегического управления
Его можно представить в виде следующей схемы: