Чтобы стратегическое планирование и реализация стратегий имели успех, мало обладать данными о внешней среде организации. Внутренняя среда оказывает непосредственное воздействие на производство и реализацию продукции, и лучше поддается контролю со стороны руководства. Поэтому анализ внутренней среды должен проводиться наравне с анализом внешней среды и должен быть направлен на определение возможностей, потенциала, а также на выявление сильных и слабых сторон организации по сравнению с конкурентами на рынке.
Внутренняя среда состоит из следующих элементов: производство; организационная структура; финансовые ресурсы; маркетинг; кадры; организационная культура.
Схематически процесс анализа внутренней среды можно представить следующим образом:
Каждый из элементов анализа связан с остальными, последовательность анализа может быть любой (например, после анализа маркетинга не обязательно анализировать финансы, можно провести анализ кадров, и т.д.). Анализ должен охватывать все элементы внутренней среды для того, чтобы получить наиболее полную картину функционирования организации и ее положения на рынке.
Наиболее популярные методы анализа внутренней среды: матрица БКГ (Бостонской Консультационной Группы), SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон), матрица Мак-Кинзи, модель PIMS (анализ влияния стратегии на размер прибыли) и др.
Элементы анализа внутренней среды
Анализ производства: исследование процесса изготовления продукта, складирования, логистики, техобслуживания производственных цехов, новых разработок и технологий. Изучаются:
- доступ к новым материалам;
- зависимость от поставщиков;
- уровень обслуживания и современности производственных механизмов;
- политика закупок ресурсов;
- система контроля качества продукции;
- методы защиты коммерческой тайны в организации;
- использование патентов и новых разработок.
Анализ маркетинга: включает анализ методов реализации продукта, стратегий позиционирования на рынке, ценообразования, продвижения продукта на рынке, системы распределения, рынки сбыта. Изучаются:
- доля рынка и конкурентоспособность продукта;
- ассортимент и качество продукта;
- рыночная потребительская статистика (возраст, пол, образование и их влияние на процесс принятия решения о покупке);
- пред и послепродажное обслуживание;
- эффективность рекламы и сбытовой политики;
- уровень прибыли от разных категорий продукции;
- эффективность каналов получения информации о рынке;
- возможность расширения ассортимента;
- каналы распределения и сбыта: количество, охват, контроль;
- имидж организации и репутация продуктов;
- ценовая политика;
- сезонные колебания спроса и их влияние на покупку продукта.
Анализ финансов: включает изучение тех процессов, которые обеспечивают ликвидность организации, ее инвестиционные возможности, поддержание прибыльности. Включает в себя изучение:
- выявление неиспользованных финансовых резервов и их перераспределение;
- возможность получения кредитов (кратко и долгосрочных);
- возможность применения новых финансовых стратегий;
- величина капитала организации, структура капитала;
- налоги, их размер и структура;
- наличие инвесторов и акционеров, их поведение по отношению к организации;
- контроль издержек и его эффективность.
Анализ кадров: изучение взаимодействия между высшим руководством организации и рядовыми сотрудниками, найм рабочей силы, обучение и карьерный рост, характер отношений между сотрудниками. Изучает также:
- компетентность руководства и уровень его подготовки;
- система стимулирования труда;
- процесс преемственности в руководящих кадрах;
- система подготовки и повышения квалификации;
- текучесть кадров;
- способы вовлечения работников в управление организацией;
- уровень понимания миссии и принятия ее сотрудниками.
Анализ организационной структуры и анализ организационной культуры: связаны между собой. Структура рассматривает иерархическую систему кадров, культура – общий характер взаимодействия персонала между собой. Изучается:
- коммуникации и их эффективность;
- уровень бюрократизации организации;
- нормы, правила, процедуры коммуникации;
- распределение прав и меры ответственности работников;
- иерархическая структура;
- неформальное поведение сотрудников;
- принятые в организации ритуалы;
- этика поведения, деловой этикет сотрудников;
- декларация организационных ценностей (если имеется).
После проведения всех аспектов анализа создается сводный документ с имеющимися данными и подводятся итоги. На их основании высшее руководство организации выделяет сильные и слабые стороны и, опираясь на них, разрабатывает стратегию поведения организации на рынке.