Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стратегическое управление эффективностью бизнеса

Сущность концепции управления эффективностью бизнеса

Определение 1

Business Performance Management (BPM) – это одна из концепций управления, то есть некий подход к процессу принятия управленческих решений и их практической реализации. Данный термин можно перевести как «управление эффективностью бизнеса». Возникло данное понятие в 2000 году, а в 2003 пришло в нашу страну.

Определение 2

ВРМ – это структура, включающая интегрированные циклические процессы управления и анализа, а также соответствующие технологии, которые непосредственно связаны с финансовой, а также операционной деятельностью предприятия.

ВРМ дает предприятиям возможность определять стратегические цели, а позже оценить эффективность своей деятельности относительно этих целей и управлять процессами достижения поставленных целей.

Ключевые ВРМ-процессы связаны с реализацией на практике стратегии организации и включают в свою структуру финансовое и операционное планирование, консолидацию и отчетность, моделирование, анализ и мониторинг ключевых показателей эффективности.

Методы оценивания качества и эффективности управления, а также инструменты управления изменялись по мере их понимания. Формирование новых стратегий управления эффективностью бизнеса связывают или с изменениями функционала поддержки принятия решений, или со становлением новой концепции поддержки принятия решений, приводящей к изменению функционала.

Центральное звено процесса управления эффективностью бизнеса – целевое управление, позволяющее направлять деятельность компании в нужном направлении для достижения глобальных целей, а позже, и для оценки степени достижения целей.

«Стратегическое управление эффективностью бизнеса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Целями определяется направление развития бизнеса предприятия. Они декомпозируются сверху вниз, то есть, начиная глобальными целями и заканчивая конкретными действиями. В свою очередь, действия, которые направлены на достижение ряда конкретных целей, должны оцениваться по соответствующим показателям, агрегирующимся снизу вверх. Известен ряд систем показателей, используемых для оценки эффективности деятельности компаний.

Показатели, используемые для управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Показатели, используемые для управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Вместе с появлением показателей шло развитие и концепций управления по показателям. Изначально они были основаны на системах измерения эффективности финансовой деятельности компании. Позже к ним добавился ряд нефинансовых показателей, позволяющих в совокупности получить исчерпывающую информацию по всем направлениям бизнеса.

Принципы и этапы управления эффективностью бизнеса

Основой концепции ВРМ является цикл управления и процесс принятия решения, который описал Саймон. Принято выделять несколько этапов управления эффективностью бизнеса:

  • Первый этап – разработка стратегии, целью которого является выделение стратегически важных показателей развития бизнеса и планирование целевых количественных значений их метрик – ключевых показателей эффективности (KPI). Стратегическое планирование базируется на одной из методологий ВРМ – системе сбалансированных показателей.
  • Второй этап – планирование – предполагает разработку оперативных планов, чтобы поддержать выработанную бизнес-стратегию. Ориентиром для их создания выступают запланированные значения KPI. Основной инструмент оперативного планирования – бюджет.
  • Третий этап – мониторинг и анализ – контроль за исполнением оперативных бюджетов и KPI. Источником информации для получения фактических значений выступает управленческий учет. Сравнение намеченных и достигнутых показателей бюджетов и KPI дают возможность обнаружить отклонения и выяснить, почему они возникли.
  • Четвертый этап – регулирование – стратегия и планы соответствуют реальным условиям деятельности и возможностям организации. По сути, данный этап – не заключительный, а идет параллельно с остальными. Он состоит из сценарного моделирования, прогнозирования и скользящего корректирования оперативных планов и KPI. Все это обеспечивает непрерывный управленческий цикл и его адаптивность к процессу изменений внутренней среды компаний и ее внешнему окружению.

Иными словами, на первом этапе на основании стратегии идет формирование целей и ключевых показателей результативности работы предприятия. То есть, это процесс моделирования бизнеса. В модели учитывают ресурсы и ряд других ограничений. Идет анализ факторов рентабельности бизнес процессов. Второй этап предполагает трансформацию стратегии и отражающих ее целей в решения по схеме граф показателей – граф-целей и граф-решений. На третьем этапе формируется отчетность и идет анализ деятельности предприятия, а также проводится план-факт анализ, в процессе которого сопоставляются достигнутые результаты и целевые значения показателей результативности, которые были сформулированы на первом этапе.

В связи с этим принято считать, что цикл управления ВРМ состоит из:

  • определения целей развития предприятия и использования МВО;
  • моделирования и анализа факторов, оказывающих влияние на ограничения и достижение этих целей;
  • моделирование и анализ факторов, которые оказывают воздействие на достижение этих целей;
  • формирование решений, которыми обеспечивается достижение поставленных целей;
  • формирование отчетности и мониторинг KPI, а также их отклонений от намеченной траектории и анализ достигнутых результатов.

На практике базовые процессы ВРМ разбавляются еще целой серией функций управления эффективностью, позволяющими учитывать требования регулирующих органов, отраслевую специфику и пр. В результате моделью ВРМ охватывается система технологий управления компанией и обеспечивается взаимосвязь управленческих процессов стратегического и тактического уровней.

Определение 3

Управление эффективностью – это цикл управления, имеющий обратную связь, подразумевающую движение информации по вертикали – сверху вниз и обратно.

Прямая связь предполагает определение стратегии, которая должна быть декомпозирована до операционного уровня посредством бюджетирования. Обратная связь предполагает публикацию отчетности, в которой отражены результаты, анализ и переход на внешний цикл стратегии.

Дата написания статьи: 24.04.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot