Понятие целей стратегического планирования
Цели стратегического планирования – это однозначно и четко сформулированные намерения, оформленные в виде перечня главных показателей, подлежащих достижению в долгосрочном периоде и имеющих количественную оценку.
Основой формирования стратегических целей являются:
- миссия организации,
- философия (предпочтения и приоритеты) руководства,
- занимаемая на рынке позиция.
Стратегические цели задают направление, в котором фирма будет развиваться, определяют, какого состояния требуется достичь в результате применения потенциала компании. Если цели выступают ориентирами для развития, то стратегия представляет собой план по их достижению.
Цель может быть определена следующим образом.
Цель – это конечный результат деятельности фирмы (чаще всего – финансового или экономического характера), который планируется получить к указанному сроку.
Если рассматривать систему финансово-экономических показателей, то экономические цели (результаты) первичны, а финансовые – вторичны.
Цель определяется как результирующая компонента покупательских потребностей, определенных через призму миссии фирмы. Выявление миссии и постановка целей представляют собой начало процесса стратегического управления и планирования в компании.
В принципе, цели – в рамках рассматриваемого периода – могут быть и недостижимы. Но обязательно, чтобы возможным было хотя бы приближение к ним за этот период. Для этого осуществимыми за временной интервал, о котором идет речь, должны быть задачи, связанные с достижением цели.
Требования к целям стратегического планирования
При определении целей стратегического планирования необходимо найти ответы на ряд вопросов:
- реальная ли миссия выбрана организацией?
- поставлена ли цель ясно и однозначно?
- способствуют ли цели продвижению фирмы на рынке, ее развитию?
- является ли цель достижимой с учетом доступных фирме ресурсов и кадров?
- разделяют ли цель компании ее работники, клиенты, партнеры?
- не вступает ли цель в противоречие с состоянием компании, которое планируется в будущем достичь?
При разработке системы стратегического управления к целям предъявляется несколько основных требований:
- сложность (масштабность). Этим стратегические цели отличаются от тактических, а также от задач. Если цель недостаточно масштабная, она будет быстро достигнута – и возникнет проблема постановки новой цели,
- достижимость (реальность). Не обязательно цель будет достигнута, но очевидность невозможности ее достичь будет демотивировать сотрудников. Каждый человек будет думать, что незачем даже пытаться приложить усилия, все равно ничего не получится. Вследствие этого результат будет намного хуже, чем при постановке не столь амбициозной, а реальной цели,
- временная ограниченность. Если у цели нет ограничений, она превращается в пустой лозунг – такой, как «Догнать и перегнать Америку». Период времени может быть и достаточно большим (если речь идет о стратегических целях) – годы и даже десятилетия – но в любом случае конкретизированным,
- однозначность в части содержания. Если каждый исполнитель будет по-своему трактовать цель, возникнет ситуация как в известной басне про лебедя, рака и щуку. Для обеспечения эффективного взаимодействия разночтения недопустимы,
- непротиворечивость. Если цели противоречат между собой, разные подразделения будут стремиться к достижению разных результатов, мешать друг другу, а не функционировать как единый целостный организм,
- количественное выражение. Без четко обозначенных измеримых критериев достижение цели превратится в профанацию. Например, цель не может быть сформулирована как «увеличить объем сбыта» - при имеющемся объеме в тысячу тонн увеличение на один килограмм не будет ощутимо для предприятия, но формально будет обозначать достижение цели. Корректные формулировки: «увеличить объем сбыта на 10% по сравнению с текущим годом», «добиться повышения объема сбыта до 1500 тонн» и т.д.
Если по целям установлены сроки, проведена четкая конкретизация и количественное определение, руководители получают возможность контролировать достижение цели (меру приближения к ней), при необходимости вносить коррективы, оценивать влияние отдельных мероприятий.
Цели должны охватывать различные аспекты развития производства, распределения ресурсов, сбыта и других направлений деятельности компании. Стратегические цели имеют большой горизонт планирования. Иногда определением целей занимается организация самостоятельно, иногда (что характерно в первую очередь для плановой экономики, но встречается в отдельных отраслях и в рыночных условиях) – вышестоящий орган.
Примеры определения целей стратегического планирования
Цели бывают разных видов – по срокам реализации, по сфере регулирования и другим критериям. Ниже приведены примеры различных целей стратегического планирования:
- цель в области качества: достижение лидерства по показателям качества выпускаемой продукции,
- цель в сфере сбыта: завоевание фиксированной доли рынка, повышение объема сбыта на указанную величину,
- цель по финансовым результатам: получение определенной чистой прибыли (или прибыли от продаж, прибыли до налогообложения),
- цель по выживаемости: обеспечение самоокупаемости,
- цель по эффективности: достижение установленных значений рентабельности, отдачи от использования ресурсов,
- организационная цель: сохранение семейной практики управления,
- цель по управлению персоналом: снижение текучести кадров до конкретной величины, рост доли сотрудников с высшим образованием до установленного значения.
Приведенный выше перечень целей не является исчерпывающим. Конкретные цели зависят от того, в какой сфере работает организация, на какой стадии жизненного цикла она находится. Часто речь идет не о том, чтобы повысить показатели, а о том, чтобы удержать завоеванные вершины (в частности, лидерское положение на рынке).