Понятие стратегического мышления
Стратегическое мышление – это базис стратегического менеджмента, подразумевающий навык формирования долгосрочного взгляда на бизнес, умение видеть целостную картину бизнеса и в настоящее время и в будущем, а также анализировать, как именно может быть поддержано соответствие организации и внешней среды.
Стратегический менеджмент – это совокупность решений и действий, направленных на формулирование и реализацию стратегии, которая должна обеспечивать наиболее выгодное конкурентное положение компании на рынке и достижение поставленных целей.
Руководителями организаций стратегический менеджмент используется, чтобы определить общее направление движения организации, то есть основополагающую стратегию.
Базовая стратегия компании представлена общим планом действий, благодаря которому организация сможет достичь долгосрочных целей. Основополагающие стратегии можно разделить на три группы:
- стратегия роста;
- стратегия стабилизации;
- стратегия экономии.
Стратегия стабилизации, или стратегия паузы, предполагает, что организация ограничивает масштабы производства, предпочитая медленное и жестко контролируемое развитие.
Стратегия экономии используется, если организация вступает в период вынужденного спада и или сокращает количество своих подразделений, или продает или ликвидирует целые направления бизнеса. Организация может столкнуться с тем, что спрос на товары и услуги резко упадет, что заставит менеджеров сократить численность персонала и количество филиалов.
Стратегия роста базируется на внутренних или внешних ресурсах. Внутренний рост осуществляется через разработку новых или изменение уже существующих товаров, а также вывод существующих товаров на новые сегменты рынка. Под внешним ростом чаще всего подразумевается диверсификация, то есть процесс приобретения предприятий, либо имеющих сходные товарные линейки, либо позволяющих компании освоить новые области.
Управление ростом осуществляют посредством матрицы Ансоффа (продукция-рынок). Матрица Ансоффа является инструментом, направленным на классификацию продукции и рынков на основании степени неопределенности перспектив продаж продукции или возможностей приникнуть данной продукции на рассматриваемый рынок.
Матрица Ансоффа
Рисунок 1. Матрица Ансоффа. Возможности проникновения данной продукции на данный рынок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждым стратегическим квадрантом определяется направление маркетинговых усилий предприятия:
- Стратегия проникновения предполагает процесс стимулирования покупок традиционными покупателями, а также увеличение сегмента рынка, привлечение покупателей от конкурентов, привлечение новых потребителей, поиск новых возможностей использования.
- Стратегия развития рынка предполагает, что товар выйдет на территориально новый рынок и на новы сбытовые сети.
- Стратегия развития продукта включает инновации, создание новых марок, модификацию ассортимента, совершенствование параметров продукции, развитие инструментальных и эмоциональных характеристик.
- Стратегия диверсификации: включает создание новой продукции для новых рынков. В последнее время выросло количество компаний, которые предпочитают расти через слияния и поглощения.
Спрос не может исчезнуть без причины, и задачей менеджера является своевременная фиксация тенденции к снижению спроса и выяснение причин, лежащих в основании данной тенденции. Менеджер должен решить вопросы:
- об изъятии товара с рынка – полностью, частично или не делать этого;
- об изменении дизайна товара, его упаковки и новом запуске, либо о замене товара новой маркой или новым продуктом.
Глобальная стратегия предполагает фокусирование на глобальном бизнесе. И крупные и мелкие компании, стремящиеся к выходу на международный рынок, обычно используют стратегию роста. На международных рынках встает проблема выбора между необходимостью общих стратегических действий и гибким реагированием на особенности каждого национального рынка.
Подходы к развитию стратегического мышления
В результате опроса экспертов было выявлено девять типов практического опыта работы, которые способствуют развитию стратегического мышления:
- общий опыт работы, состоящий из выполнения значимых проектов, свободы в принятии значимых решений;
- становление СЕО, то есть работа на данной должности предполагает наличие доступа к важной информации и людям;
- помощь наставника заключается в частых контактах с опытным менеджером-наставником, чем обеспечивается получение регулярной качественной обратной связи, способствующей карьерному росту;
- взаимодействие с ключевыми коллегами: контакты и работа в непосредственном взаимодействии с ключевыми коллегами – вице-президентом, председателем правления и пр., играет важную роль, так как ставит новые задачи перед мышлением менеджера;
- мониторинг результатов или бенчмаркинг предполагает участие в мониторинге операционной деятельности, рынков и организаций;
- задачи стратегического планирования состоят из регулярного участия в стратегических сессиях и стратегическом планировании, способствующих развитию стратегического мышления;
- пребывание во главе основных принципов роста: роль руководителя и ответственность в процессе реализации большого и сложного инвестиционного проекта до самого его завершения;
- столкновение с угрозами выживанию организации: ответ на вызов со стороны внешней среды;
- опосредованные события: обучение в процессе работы с коллегами, у которых есть опыт ситуаций такого рода.
Таким образом, стратегическое мышление менеджера может формироваться через обучение. Чтоб достичь данную цель обычно используют интегрированный подход, основанный на объединении и одновременном системном использовании трех главных подходов: компетентностного, ситуационного и процессного.