Преимущества и недостатки стратегических альянсов
Стратегические альянсы как способ достижения конкурентных преимуществ – это форма участия компаний в стратегической конкурентной борьбе, состоящая в объединении усилий против других компаний.
Современные рыночные условия характеризуются сильной конкуренцией. Компании соревнуются за то, чтобы первыми применить приносящие прибыль маркетинговые решения, пытаются внедрять нововведения в построение бизнеса, демонстрировать производимую продукцию или оказываемые услуги в наиболее выгодном свете. Рано или поздно любая фирма начинает принимать участие в конкурентной борьбе, и успех в ней определяется конкурентными преимуществами компании – теми ее особенностями, которые помогают потребителям делать выбор.
Если компания принимает решение участвовать в стратегическом альянсе, чаще всего она рассчитывает:
- занять лидерские позиции в отрасли,
- завоевать большую долю рынка,
- сформировать устойчивые уникальные конкурентные преимущества.
Благодаря участию в стратегических альянсах компании получают возможность повысить потенциал.
Стратегическими альянсами называют стратегические союзы, балансирующие на грани со слиянием и поглощением.
Стратегические альянсы отличаются большей гибкостью, чем совместные предприятия. Между компаниями могут заключаться разнообразные соглашения, определяющие совместную работу для достижения установленных целей, совместное пользование ресурсами, технологиями, знаниями.
Основные цели компаний при создании стратегического альянса:
- быстро проникнуть на новый глобальный рынок,
- создать условия, необходимые для быстрого внедрения и освоения принципиально новой технологии,
- обеспечить формирование конкурентных преимуществ.
Однако создание стратегического альянса может иметь и негативные последствия:
- ослабить стратегическую позицию компании на рынке,
- улучшить положение конкурентов,
- дать конкурентам возможность скопировать уникальные технологии, перенять ноу-хау.
Партнерства и стратегические альянсы заключаются не только в микроэкономике (между отдельными предприятиями), но и в макроэкономике (между странами, регионами и группами стран). Это позволяет достичь синергетического эффекта. Альянсы корпораций могут оцениваться по особым критериям успешности. Альянс может быть признан успешным, если оба участника достигают стратегических целей, которые ставили перед собой до вступления в альянс или в ходе развития партнерских соглашений.
Виды стратегических альянсов
Альянсы между корпорациями могут создаваться в разных форматах:
- неформальные альянсы. Они строятся без четких соглашений, обязывающих партнеров совершать определенные действия, не ограничивают риски партнеров, а лишь способствуют увеличению дохода каждого из них,
- контрактные альянсы. Этот вид альянсов связан с реализацией одного проекта. Если рынок нестабилен, то создание контрактных альянсов неизбежно сопряжено со значительными рисками. В таких отношениях партнеры не могут существенно влиять на политику друг друга, даже при применении значительных мер воздействия,
- альянсы, построенные на участии в капитале партнеров. Такие альянсы служат для реализации сложных проектов. Благодаря им устанавливаются прочные партнерские связи на уровне определения политики каждой из компаний. При этом слияния фирм не происходит, ни один из партнеров не приобретает контрольный пакет акций другого. Чаще всего возникновение такого альянса связано с инвестированием в изделия и рынки, представляющие интерес для обоих партнеров. Производящая вложения компания не имеет возможности навязывать партнеру исключительно свои интересы,
- альянсы в форме совместных предприятий, учрежденных партнерами. В такой схеме происходит объединение любых элементов стратегических интересов и финансово-промышленного потенциала, а также предоставляют возможности разделить риски текущей деятельности, совместно контролировать ход деятельности, связанной с функционированием стратегического альянса.
Типичные причины распада стратегических альянсов
Многие альянсы, просуществовав то или иное время, распадаются. Хотя причины распада бывают различными, можно выделить несколько наиболее распространенных:
- культурная несовместимость (различия в понимании личности, ведения бизнеса, языковые барьеры, национальный шовинизм) и различия в целевых установках руководителей,
- недостаточное доверие, перекладывание вины за провалы на партнеров, что ведет к появлению напряжения во взаимоотношениях и к краху альянса,
- неточности или ошибки в формулировке целей и задач из-за того, что партнеров привлекают для решения внутрифирменных проблем, а не совместного участия в конкурентной борьбе,
- отсутствие скоординированности в действиях руководства компаний, вошедших в коалицию – вплоть до сохранения соперничества на рынке,
- разный опыт в выполнении бизнес-операций (к примеру, товарораспределения), что может привести к усилению положения на рынке одного из союзников,
- ухудшение отношений между партнерами из-за стремления каждого из них к собственным целям в ущерб общим; при этом партнеры могут рассматриваться как конкуренты, а не союзники,
- риски, обусловленные событиями во внешней среде. К примеру, трансформации в государственной политике, снижение темпов экономического роста, войны, усиление конкуренции, изменения объема спроса. Также риски могут быть связаны и с внутренними факторами, такими как недостаточная компетентность в сферах, имеющих критическое значение,
- вероятность возникновения глобального конкурента в будущем. Союзники могут пользоваться альянсом для того, чтобы оценить рынок и подготовить создание на нем дочернего предприятия,
- прочие проблемы, такие как утрата доверия между партнерами, смена ими стратегии, изменение состава ведущих рыночных игроков, невозможность участвовать в интеграции по системным причинам.
Несмотря на возможные проблемы, стратегические альянсы обладают огромным потенциалом как источником конкурентных преимуществ.