Имидж менеджера туристического предприятия
Имидж – это специально формируемый образ индивида, предмета или явления, который должен оказывать эмоционально-психологическое влияние на кого-либо.
У людей впечатление о менеджере формируется в первые несколько минут после встречи. Если первое впечатление – позитивное, то далее общение переходит на следующий уровень, если негативное – то приходится начинать все сначала.
Индивидуальный имидж управленца обычно рассматривают в качестве свидетельства того, как человек представляет сам себя.
Выделяют несколько типов имиджа:
- зеркальный – характерный для нашего представления о себе;
- текущий – характерен взгляду со стороны;
- желаемый – отражает то, к чему стремится человек;
- корпоративный – один из вариантов имиджа предприятия в целом, а не какого-либо отдельного подразделения;
- харизматический – образ вождя или лидера;
- закрытый – предполагает, что любой потребитель может вписать в имидж те черты, которые считает наиболее убедительными;
- мифологический – поведение лидера, сложившиеся внутри общества мифы.
Основная цель формирования имиджа – смоделировать способ восприятия руководителя сотрудниками, когда он органично вписан в систему ожиданий подчиненных, которая соответствует сложившемуся типу корпоративной культуры.
Главной функцией имиджа является приведение действий руководителя в соответствие с ожиданиями со стороны подчиненных. Данная функция вытекает из простейшего требования объяснимости действий человека для всех окружающих.
В большинстве случаев, имиджу характерна мотивирующая функция, то есть стремление быть похожим на лидера, что может быть хорошим стимулом для развития подчиненных.
Составляющие имиджа
Одежда и наружность должна подходить к случаю. Иными словами, нужно соблюдать баланс – одежда для официального обеда не подходит для завтрака в простом кафе.
Осанка сразу выдает состояние человека. Так, напряженное душевное состояние видно по его напряженной позе, а при потере уверенности в себе, у него обычно бледный и поникший вид.
Манера говорить – еще одна составляющая имиджа. Внимательный слушатель способен «считывать» установки, которые скрываются за разными манерами разговора. Например, громкая и отчетливая речь свидетельствует об энергичности, а громкая и быстрая воспринимается как угроза. Так как менеджер турфирмы должен характеризовать достоинства определенного туристического продукта, убеждать клиента в необходимости его приобретения, то манера говорить представляет основное оружие при достижении поставленной цели. Не зависимо от содержания речи, люди, с нечеткой и бессвязной речь, воспринимаются менее значительно, по сравнению с людьми, обладающими четкой и хорошо поставленной речью.
Уверенность в поведении выступает следующим немаловажным компонентом имиджа менеджера. Под уверенностью в себе обычно понимают качество, демонстрируемое людьми, знающими, что они чувствуют и что хотят, их действия выражают их взгляды, они четкие и ясные, такие люди не прибегают к обходным путям для того, чтобы донести до окружающих свою позицию. .
Истинная уверенность в себе обладает многими преимуществами, в числе которых:
- высвобождение энергии, которая позволяет чувствовать себя сильнее;
- достижение своих целей;
- снижение напряженности, позволяющей высвободить подавленные ранее чувства;
- улучшение отношений с людьми в результате выхода напряженности;
- улучшение процесса принятия решений, так как трудные проблемы находят выражение и совместно прорабатываются.
Иными словами, необходимо сказать, что от мнения, которое сложилось о руководителе, зависит его личный успех, а также успех всей фирмы. Современным руководителям необходимо уделять большое внимание формированию собственного имиджа, для чего необходимо знать основные составляющие имиджа, а также пути их формирования, и умение использовать на практике психологические и поведенческие приемы.
Стили управления менеджера туристической фирмы
Впервые проблематика стиля руководства была затронута в работах К. Левина, выделившего три основных стиля:
- авторитарный;
- демократический;
- либеральный.
Авторитарный стиль характеризуется централизацией власти в руках одного человека, который требует докладывать обо всем только ему. Данный стиль характеризуется также ставкой на администрирование и ограничение контактов с подчиненными. Такой управленец принимает все решения единолично, не дает возможности проявлять инициативу. Он отличается категоричностью, резкостью, всегда приказывает что-то, отдает распоряжения, наставляет, но не просит. То есть, основное содержание его управленческой деятельность – приказы и команды.
Демократический стиль управления характеризует менеджера, стремящегося к коллективному решению проблем, систематическому информированию подчиненных о положении дел внутри коллектива, правильной реакции на критику. С подчиненными он общается вежливо и доброжелательно, пребывает в постоянном контакте с ними, но при этом делегирует часть полномочий другим специалистам и доверяет подчиненным. То есть проявляет требовательность, но справедливость.
Либеральный стиль управления предполагает невмешательство в деятельность коллектива, а работники получают полную самостоятельность и возможности индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель отличается вежливостью с подчиненными, он безынициативен, не осмысленно исполняет директивы вышестоящих управленческих органов.
Необходимо отметить, что каждый из названных стилей не встречается в чистом виде. Мастерство руководителя заключается в использовании преимуществ того либо иного стиля в соответствии с определенной ситуацией.
Стиль работы, который выбирает руководитель туристической фирмы, в некоторых случаях может быть постоянным, но необходимо учитывать, что изменение ситуации может вызывать необходимость его трансформации и корректировки способов влияния на подчиненных.