Показатели качества продукта
Управление качеством - это область управленческой деятельности, направленной на разработку и реализацию стратегии по улучшению качества выпускаемой продукции.
От качества товаров и услуг зависит имидж компании, поэтому менеджеры в рамках предприятия обязаны соотносить потребности пользователей с предложением. В менеджменте качеством используются статистические методы, которые позволяют получить наиболее точную, достоверную и актуальную информацию об уровне качества производимой продукции.
Оценка качества основывается на выявлении нескольких показателей:
- градация качества - требования к качеству товаров и услуг;
- уровень качества - относительная характеристика, которая выявляется в результате сравнения показателей качества товаров и услуг;
- мера качества - технические оценки, которые определяются в соответствии с заранее определенной градацией от худшего к лучшему и наоборот;
- относительное качество - объекты сравниваются друг с другом по одним и тем же показателям и свойствам.
Показатели качества представляют собой как количественные, так и качественные требования, установленные экспертами. Требования отражают наивысший уровень качества товара или услуги, и если они не соответствуют этим требованиям, то эксперт приходит к выводу о том, что товары и услуги нуждаются в дальнейшем усовершенствовании и доработке. Через показатели осуществляется проверка качества, ликвидности. Чем выше показатели, тем сильнее организация относительно конкурентов. Эксперты выделяют несколько групп показателей качества:
- по отношению к свойствам продукции и услуг - назначение товаров и услуг, их надежность и технологичность, эргономические свойства, эстетическая удовлетворенность. Сюда же следует отнести соответствие стандартизации, патентно-правовые признаки и показатели и экономическую выгоду, которой добивается производитель;
- по количеству отражаемых свойств - единичные и комплексные показатели;
- по методу определения ¬– инструментальные, расчетные, статистические измерительные показатели. В управленческой деятельности переплетаются друг с другом и иные показатели - комбинированные, экспертные, социологические.
На стадии определения и оценки качества технологи пользуются расчетными, проектными, производственными, эксплуатационными и прогнозируемыми показателями. Каждый продукт проходит тщательный аудит, лабораторными методами определяются его свойства и поведение при использовании, а также дается подробный прогноз относительно дальнейшей потребности в нем. Качество товара зависит не только от качества используемых ресурсов, но и от полезности товара и услуги. Каким бы качественным ни был товар, если он не пользуется спросом, то вряд ли будет в дальнейшем рассматриваться как ценная и значимая покупка.
Инструменты и методы статистики, применяемые в управлении качеством
Чтобы осуществлять управление качеством, необходимо тщательно изучать товары и услуги. Для этого специалисты используют статистические методы, а также применяют ряд статистических инструментов. В состав инструментов входят контрольные листы, диаграммы и гистограммы, диаграммы разброса, контрольные графики, стратификации и причинно-следственные диаграммы. Контрольные листы требуются во время сбора данных, разрабатываются они с целью определить ценность тех или иных товаров и услуг, а также с целью оценить отдельные показатели качества (сборка, полезность, востребованность, долговечность). С помощью бланков проще собирать многочисленные данные, а также обрабатывать их и приходить к выводам относительно осуществленного исследования.
Результаты и показатели, собранные с помощью контрольных листов, с легкостью преобразуются в гистограммы и диаграммы. Визуализация играет значимую роль в управлении качеством, поскольку экспертам проще проследить закономерности и изменения в состоянии продукта и предпринять немедленные меры по его улучшению.
Каждый менеджер по качеству обязан овладеть статистическими инструментами контроля качества. Основная задача статистических методов заключается в обеспечении производства продукции надлежащего качества и оказания необходимых и востребованных услуг. Не остается в стороне и концепция бережливого производства - благодаря статистическим исследованиям менеджеры видят способы сократить затраты, но при этом сохранить качество продукции на надлежащем уровне или даже повысить его. Статистические методы управления базируются на так называемом понятии разброса. Оценка разброса позволяет понять внутренние характеристики процесса производства, а из-за недостатка данных о разбросе менеджеру сложно собрать картину воедино и получить достоверные данные. Также из-за недостатка данных менеджер не имеет возможности прогнозировать будущие процессы, не может дать четкую оценку происходящему и выработать эффективные рекомендации с учетом специфики и особенностей производства.
Об основных методах было сказано выше, но эксперты используют несколько дополнительных методов и подходов, благодаря которым уточняют ранее полученную информацию. Например, методы анализа статистических совокупностей представлены сравнением средних и дисперсий, а также эксперты осваивают регрессивные и дисперсионные виды анализа. Переходя от общего к частному, а затем от частного к общему, становится понятнее, какая часть продукции обладает не лучшим качеством, а какая восполняет эти недостатки и делает товар или услугу ликвиднее.
Экономико-математические методы связаны не только с выявлением и констатацией качества продукции, но и с математическим моделированием, программированием, планированием исследовательской и экспериментальной деятельности. Менеджеры обращаются к теориям расписаний, массового обслуживания, определяют риски, оценивают их и применяют методы в улучшении качества производства. Инструменты (методы) контроля качества помогают справиться с 95% проблем, возникающих в процессе производства. В умелых руках методы превращаются в разработки по укреплению положения компании на рынке.