Принятие управленческих решений
Методы принятия управленческих решений – это ряд конкретных способов, посредством которых можно решить данную проблему.
Устойчивое функционирование экономики РФ и будущий ее рост в значительной степени определяются эффективностью принятия управленческих решений по динамическому становлению и развитию отечественных товаропроизводителей. Данный процесс протекает в условиях конкурентной среды, выступающей решающим фактором развития и отдельных социально-экономических систем, и национальных мировых экономик.
Управленческие решения непосредственно связаны с необходимостью повышать конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли, государства, или с разработкой новых механизмов, которыми обеспечивается функционирование и развитие рыночной конкурентной среды.
Зарубежными компаниями накоплен внушительный практический опыт и сведения и в области теории, и в области практики управления разными отраслями, учитывая их специфические особенности в рыночной конкурентной среде. Вместе с этим мировая наука и практика вырабатывают ряд разных подходов к принятию управленческих решений, которые преимущественно определяют традиции, обычаи, культурно-историческое развитие государства, организация системы управления предприятием и масса других факторов. Российский менеджмент развивался постепенно и самостоятельно, обособленно от мира. На протяжении нескольких десятков лет в России господствующей была административно-командная система управления, прилагающая все усилия, чтобы критиковать и порицать зарубежный опыт, а решения вырабатывались и принимались на основании индивидуальных предпочтений руководителя в рамках централизованного планирования экономики.
Нарастающие процессы глобализации – реальность конца ХХ века, были связаны с быстрыми темпами развития экономики передовых индустриальных стран – Японии, США, Западной Европы, а также с появлением новых конкурентоспособных государств – Китая, Южной Кореи. Все этого спровоцировало повышение и сохранение интереса мировой общественности к изучению всех моделей менеджмента, стиля руководства, и специфики и методов принятия эффективных управленческих решений.
Методы принятия управленческих решений в разных странах
Японский менеджмент характеризуется двумя наиболее значимыми характеристиками:
- это наиболее эффективная система с позиции инноваций и роста производительности;
- данная система дает возможность наиболее эффективного использования труда, который мотивирован в условиях нематериального стимулирования через соучастие в производственной деятельности и управлении.
Отличительная особенность организации процесса принятия управленческих решений в японских компаниях – то, что первостепенное значение в них отводится совершенствованию стиля и методов выработки решений. В отличие от американских или европейских, японские компании более централизованы. В них повсеместно распространены принципы согласования, координации действий, выработки и принятие решений после предварительного их тщательного обсуждения и одобрения пользовательским звеном.
Японский подход, в отличие от американского, предполагает медленное протекание событий и базируется на концепции человеческого потенциала, предполагающей, что:
- работники трудятся группами, сообща, поддерживая друг друга и получая удовольствие от зависимости, которая определяется тесной вертикальной связью внутри структуры предприятия;
- между коллегами при выполнении работы устанавливаются доверительные отношения;
- менеджер поддерживает подчиненных, предоставляя им требуемую информацию, помогая понять цели работы;
- поведение менеджера и принятие им решений полностью зависит от ситуации;
- в разработке управленческих решений участвуют все члены коллектива, внося свой вклад в достижение целей компании;
- сильнейшее средство мотивации – корпоративный дух, который интересы группы ставит выше личных интересов каждого работника.
Принятие управленческих решений в японских компаниях базируется на культурных и структурных особенностях японских организаций. Западные компании заимствовали отдельные подходы японского принятия управленческих решений:
- эффективность и продуктивность процесса принятия решений;
- контроль за издержками;
- подробное планирование;
- проработка горизонтальных связей;
- увеличенные сроки разработки и принятия управленческих решений на каждом этапе их принятия.
Американский тип управления предполагает подход к человеку в качестве рабочей силы, с упором на индивидуализм, в нем отмечается единоличное принятие решений на основании служебных полномочий, концентрация внимания на самоответственности и самоутверждении, осуществление краткосрочного найма. Американские организации характеризуются быстрой оценкой и продвижением работников по карьерной лестнице, специализацией деятельности, формальными количественными методами оценки персонала.
В управлении американскими компаниями широкое распространение получило партисипативное управление, цель которого – совершенствовать использование человеческого потенциала организации. Партисипативным управлением предполагается широкое привлечение работников к управлению в следующих направлениях:
- предоставление работникам возможности самостоятельно принимать решения;
- работники привлекаются к процессу принятия решений;
- работники получают возможность контролировать качество и количество выполненной ими работы, реализовать принятые решения;
- работники участвуют в совершенствовании деятельности всей организации и ее отдельных подразделений.
В США широкое распространение получили четыре основных формы привлечения рабочих к принятию решений:
- рабочие участвуют в принятии управленческих решений по совершенствованию труда и качеству продукции;
- создаются рабочие советы, разрабатывающие совместные управленческие решения;
- разрабатывается система участия в прибыли;
- рабочих привлекают в советы директоров компаний, чтобы выработать более действенные и рациональные решения.
В РФ в процессе управления предприятием широко распространен процесс активного привлечения работников к совместному управлению и выработке управленческих решений, определению стратегии развития компании, что позволяет более плавно перейти на новую ступень управления и делает его эффективнее, давая возможность получить максимально большую прибыль и успешно развиться в рыночной среде.