Качество образования - это интегральная характеристика, которая отражает степень соответствия процессов образования в образовательном учреждении требованиям государства, реальным достигаемым результатам, ожиданиям отдельных индивидов и общества в целом, выраженных в критериях и показателях.
Специфика управления качеством образования
Политика государства в области образования разрабатывается и проводится для решения такой приоритетной задачи, как обеспечение высокого качества образования. Причем в его основе должны быть заложены фундаментальность знаний и развитие творческих компетентностей обучающихся, которые должны соответствовать:
- личным, общественным и государственным потребностям;
- требованиям к обеспечению безопасности образовательного процесса и здоровья детей;
- задачам по постоянному профессиональному развитию работников образования.
Содержание требований к качеству образования сегодня определяется, прежде всего, потребителями образовательных услуг. Стоит понимать, что качеством образования стоит называть интегральную характеристику, которая отражает степень соответствия образовательного и рабочих процессов в учреждении образования требованиям государства, реальным достигаемым результатам, ожиданиям общества и индивидов, выраженных в критериях и показателях.
Управление качеством образования – это один из структурных элементов управления образованием. Нужно сказать, что управление качеством образования не нарушает устоявшуюся эффективную линейную структуру управления, в которой определяющую роль играет единоначалие руководителя.
В то же время введение управления качеством приводит к значительному росту функциональности общего управления – в частности, происходит регламентация существующих коммуникаций. Регламенты, которые подробно прописывают последовательность выполнения операций, сами операции, способы, приемы и действия выступают в качестве основы для обеспечения качества образования, поскольку гарантируют эффективное исполнение принятых решений.
Система управления качеством образования создается в образовательном учреждении с целью обеспечения необходимых условий предоставления качественной образовательной услуги, которая отвечает запросам и ожиданиям потребителей. Благодаря системе управления качеством современное образовательное учреждение может решить следующие задачи:
- повысить эффективность образовательного процесса в достижении требований, которые предъявляются образовательными стандартами государства;
- усовершенствовать творческую и деятельную атмосферу в учреждении, а также активизировать профессиональную деятельность работников;
- улучшить в целом систему управления в образовательном учреждении;
- оптимизировать финансовое, ресурсное и кадровое обеспечение образовательного процесса;
- повысить конкурентоспособность образовательного учреждения;
- создать современные безопасные условия образовательной деятельности;
- обеспечить широкое участие общественности в управлении образовательным учреждением.
Оценка качества образовательных систем начального образования
Качество образовательных систем начального образования оценивается на основе ряда принципов:
- достижение планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов деятельности учащихся подлежит комплексной оценке;
- реализация системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым задания для учащихся ориентированы на оценку их способности использовать полученные компетенции в различных ситуациях, при решении учебных, познавательных и практических заданий;
- полученные результаты направлены на управление качеством образования на различных уровнях освоения учебной программы с обязательным учетом контекстной информации;
- применение стандартизированных, разработанных специалистами измерительных материалов, которые обладают надежными характеристиками (например, тестирование учащихся по русскому языку, математике, окружающему миру, выполнение группового проекта, анкетирование учащихся, родителей и учителей).
В настоящее время индивидуальные достижения выпускников начальной школы оцениваются с содержательной и с критериальной точек зрения на основе планируемых результатов освоения образовательной программы начального образования по русскому языку, математике, окружающему миру. Кроме того, учету должны подлежат метапредметные результаты.
Согласно текущей позиции специалистов, комплекты измерительных материалов для учащихся начальной школы по всем направлениям включают 4 варианта итоговых работ или групповых проектов. Каждая итоговая работа рассчитана на 1 урок, проведение группового проекта вместе с презентацией результатов, созданных в ходе проекта, рассчитано на 2 урока.
В результате изучения контекстной информации об организации учебного процесса в начальной школе были установлены факторы, которые оказывают влияние на достижение более высоких предметных результатов. Таковыми являются следующие факторы:
- развитие у учащихся познавательной активности;
- развитие у учащихся навыков смыслового чтения;
- участие детей в учебе, исследованиях и проектной деятельности;
- интеграция информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и их активное использование учащимися.
Таким образом, образовательная сфера является той областью общественных отношений, в которой активно используют принципы и правила управления качеством. Это и неудивительно, поскольку государство и общество нуждаются в организации высококачественного образования, благодаря чему в стране будет постоянно воспроизводится население с высокой производительностью труда, развитыми культурными и личностными характеристиками.