Сущность и принципы профессионального развития
Профессиональное развитие – это приобретение сотрудниками новых компетенций, знаний, умений и навыков, которые используются ими в профессиональной деятельности.
К ключевым принципам становления персонала относят:
- целостную систему развития, преемственность разных вариантов и форм развития персонала;
- опережающий характер обучения и развития на основании прогноза научно-технического развития и условий развития предприятия;
- гибкость разных поведенческих форм, возможность использовать их на отдельных этапах развития;
- профессиональное и социальное побуждение развития человеческих ресурсов;
- построение системы развития персонала, учитывая определенные перспективы организации, и социально-экономические условия его функционирования.
Принято выделять несколько факторов, обусловливающих необходимость развития персонала в современном мире:
- серьезная конкуренция практически во всех сферах деятельности в рамках глобализации экономики;
- активное развитие современных информационных технологий;
- системное и комплексное разрешение вопросов управления человеческими ресурсами и всех стратегических задач, основанных на единой программе деятельности;
- потребности в разработке стратегии и организационной культуре компании;
- участие линейных руководителей в реализации единой кадровой политики;
- наличие специализированной сети консультационных фирм по разным направлениям развития человеческих ресурсов.
Виды, формы и методы развития персонала
В единой системе развития персонала присутствует несколько видов, которые включают все аспекты этого процесса:
- обучение;
- организация работы с кадровым резервом;
- организация работы по карьерному росту и продвижению персонала.
Обучение работников представлено совокупным постоянным процессом, складывающимся из нескольких методических этапов. Первая и главная стадия этого процесса – определение потребностей компании в профессиональном обучении, то есть необходимость выявления несоответствия профессиональных знаний и навыков, которыми должен обладать персонал организации, чтобы достичь поставленные цели и задачи, а также те компетенции, которые есть у него в реальности.
Обучение персонала является основным путем повышения уровня профессионального образования. То есть, это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс получения знаний, умений, навыков и способов общения под руководством опытных бизнес-тренеров, наставников или руководителей. который может быть осуществлен различными способами.
К основным моделям инновационного обучения относят следующие:
- обучение, в качестве организации систематической исследовательской деятельности;
- обучение, в качестве организации учебно-игровой и моделирующей деятельности;
- обучение, в качестве организации коммуникативно-диалоговой деятельности, активного обмена мнениями и творческой дискуссии.
Характеристика инновационных образовательных технологий
Метод обучения действиям предполагает, что объектом обучения выступают не отдельные люди или группы, а компании в целом. Направлены на решение конкретных деловых проблем, освоение идей и приемов, направленных на решение именно данного типа проблем. Данный метод формирует способности к изменениям через осознание внешних и внутренних проблем и обучения тому, как преодолевать эти проблемы в реальных условиях. Недостатком является обязательность выполнения всех принципов в комплексе, иначе будет потеряна эффективность. Также программа достаточно дорогостоящая и требует тщательной переработки и привлечения высококвалифицированных специалистов.
Технология модульного обучения предполагает наличие модуля трудовых навыков – структурирование содержания профессиональной деятельности. Трудовые навыки формируются на основании модульных блоков разных профессиональных отраслей с изменением и обновлением в зависимости от потребностей в обучении. К основным областям применения технологии модульного обучения относят:
- систему профессионального образования на всех уровнях;
- подготовку и повышение квалификации персонала, занятого на производстве;
- профессиональную реабилитацию инвалидов.
Основными принципами являются:
Ориентация на деятельность, фокусирование на обучающемся и гарантия результата, представленного как регулярная оценка текущих результатов и оперативной корректировки процесса обучения.
Метод конкретных ситуаций включает практическую ситуацию, так называемый кейс, который создан специально с учебной целью и включает одну или несколько управленческих проблем. Ученики самостоятельно изучают ситуацию, отрабатывая собственное видение проблем, которые заложены в кейсе. При групповом разборе проблемной ситуации, формируются разные пути решения одной и той же проблемы, что позволяет расширить кругозор и принять другие точки зрения.
Информационные технологии создают условия для творческой самореализации слушателей через предоставление информационных и вычислительных ресурсов на каждом этапе обучения. Данный метод способствует повышению качества и эффективности процесса обучения через использование различных способов хранения, их сочетание, передачу информационных ресурсов и доступ к ним.
Коучинг предполагает обучение и диалог, побуждающие работников к тому, чтобы они расширяли свой кругозор и проявляли инициативу. Коучинг предполагает, что руководитель будет делегировать свои полномочия, то есть будет наделять ими членов команды. Иными словами, коучинг побуждает людей к проявлению всего, на что они способны, и к приобретению навыков и знаний, позволяющих им изменить свое поведение в лучшую сторону. Положительный результат коучинга – формирование более творческой и сплоченной работы команды, усиление мотивации служащих и рост производительности труда.
Дистанционное образование предполагает приобретение знаний и навыков, основанных на удаленном доступе к образовательным услугам и информационным средствам. К основным технологиям относят кейсы, интернет и телевидение. На сегодняшний день методики дистанционного обучения достаточно хорошо отработаны, обучение может вестись по любой специальности, кроме тех, которые не предполагают даже заочную форму обучения, например, медицина.