Основы кадровой политики предприятия
Совершенствование кадровой политики предприятия – это непрерывный процесс, ориентированный на повышение эффективности управления персоналом.
Кадровая политика входит в состав производственной политики предприятия и его управленческой системы. В условиях возрастания значимости человеческих ресурсов для эффективного функционирования организаций роль кадровой политики также увеличивается. Преуспеть может только предприятие, имеющее четкую организацию, подобравшее грамотный, преданный и дисциплинированный персонал, способный к быстрому обучению и перестроению.
Под кадровой политикой предприятия понимается генеральное направление кадровой работы, а также совокупность форм, методов, организационных механизмов, предназначенных для выработки целей и задач, ориентированных на сохранение, развитие и укрепление кадрового потенциала, на формирование высокопроизводительного и квалифицированного коллектива, способного к своевременному реагированию на изменение рыночных требований в рамках стратегии организационного развития.
К основным характеристикам кадровой политики относят:
- связь с организационной стратегией развития,
- ориентация на планирование в долгосрочном периоде,
- философия компании по отношению к работникам,
- значение роли персонала,
- система взаимоувязанных процедур и функций, связанных с работой с персоналом.
В роли главного объекта кадровой политики выступают кадры (персонал).
Под персоналом предприятия понимают штатный (основной) состав его работников.
Кадры признаны главным и решающим фактором производства, первой производительной силой общества. Профессиональная подготовка, квалификация работников и их деловые качества определяют эффективность производства.
Принципы кадровой политики предприятия
В процессе формирования кадровой политики организации, чтобы всесторонне определить направления деятельности, нужно принимать во внимание важнейшие принципы кадровой политики:
Управление персоналом предприятия: принцип равенства приоритетов достижения организационных и индивидуальных целей, определяющий необходимость поиска честных компромиссов между работниками и администрацией, а не беспрекословно отдавать предпочтение организационным интересам,
Подбор и расстановка персонала:
- принцип соответствия, определяющий необходимость привести в соответствие объемы полномочий, заданий и ответственности, а также личных возможностей и способностей человека,
- принцип индивидуальности, определяющий существование у работников личностных качества, черт характера, нужных для выполнения той или иной работы,
- принцип практических достижений, определяющий потребность в определенном опыте,
Создание резерва для последующего выдвижения на должности более высокого уровня:
- принцип конкурсности, определяющий необходимость отбора кандидатов на основе проведения конкурса,
- принцип ротации, определяющий необходимость планомерно производить смену должностного положения как по горизонтали, так и по вертикали,
- принцип индивидуальной подготовки, определяющий необходимость готовить резерв на каждую должность по специально разработанной программе,
Аттестация и оценка персонала:
- принцип отбора показателей для проведения оценки, определяющий необходимость составить систему показателей, в которую входят цели оценок, частота и критерии оценивания,
- принцип оценки меры выполнения заданий, определяющий, что оценку результатов деятельности нужно проводить по выбранным критериям,
-
- принцип повышения квалификации, определяющий, что персонал нужно периодически обучать, причем график должен задаваться в рамках индивидуальной стратегии развития работника,
- принцип самовыражения, определяющий потребность в самостоятельности, возможности влиять на методы исполнения (не только для руководителей, но и для рядовых специалистов в рамках их должностных полномочий),
- принцип саморазвития, определяющий значение развития при наличии соответствующих способностей,
Мотивация и стимулирование сотрудников:
- принцип соответствия между сложностью и объемом выполняемой работы и оплатой труда, определяющий необходимость внедрения эффективной системы оплаты труда,
- принцип соразмерности в сочетании санкций и стимулов, определяющий необходимость так задавать систему поощрений и наказаний, чтобы она соответствовала достижениям и промахам,
- принцип мотивации, определяющий потребность в установлении побудительных факторов, оказывающих влияние на индивидуальное стремление выполнить поставленные задачи.
Направления совершенствования кадровой политики предприятия
Для того, чтобы повысить эффективность кадровой политики, необходимо совершенствовать следующие ее компоненты:
- систему найма и отбора персонала. Если изначально в коллектив входят люди, не отвечающие требованиям к должности, дальнейшая работа с ними будет крайне проблематичной,
- систему управления адаптацией новых сотрудников. Первый этап работы в компании закладывает основы дальнейших отношений и трудового пути, является во многом определяющим,
- систему стимулирования и мотивации. Если люди не хотят эффективно работать, их крайне сложно заставить – намного более продуктивным путем является мотивация их на работу с полной отдачей, формирование внутренней заинтересованности в этом,
- управление карьерой работников. Людям свойственно стремиться к карьерному росту. При этом необходимо тщательно взвешивать оправданность назначений, соответствие повышаемого человека новой должности, особенности взаимоотношений в коллективе, авторитетный статус,
- систему оценки персонала. Оценка должна быть прозрачной, понятной сотрудникам, по возможности объективной и максимально непредвзятой. Она должна формировать ощущение справедливости, поскольку на ней строится система принятия кадровых решений.