Планирование и прогнозирование в управлении
Содержательная сторона процесса управления – это подход к управлению, в соответствии с которым выделяется ряд этапов:
- прогнозирование,
- планирование,
- организация,
- координация,
- мотивация (стимулирование),
- учет и контроль,
- анализ.
Первым этапом является прогнозирование.
Под прогнозированием понимают один из ключевых элементов управленческого процесса, который позволяет предсказывать (предвидеть) наступление тех или иных событий, находящихся в связи с деятельностью организации, до того момента, когда они возникают в реальном времени, и упреждающе (заблаговременно) принимать меры для их оптимизации.
Прогнозирование обеспечивает краткосрочное или долгосрочное вероятностное предвидение развития событий в условиях сохранения действующего или реализации измененного курса.
В зависимости от источников влияния на деятельность организации выделяют три типа прогнозов:
- прогноз естественных последствий, которые обуславливают перспективы организации в объективно изменяющейся внешней среде (социальной, экономической, политической, правовой), если сама организация сохраняет существующую стратегию,
- прогноз последствий, которые вызваны реализацией управленческого воздействия (непосредственного или опосредованного действиями подчиненных сотрудников) при сравнительно инвариантной внешней среде,
- прогноз возможных последствий для организации на уровне развития ее кадрового потенциала.
Под планированием понимают одну из важнейших управленческих функций, заключающуюся в формировании образа будущего в сознании субъектов управления.
Планирование осуществляется для обеспечения достижения намеченной цели и выполнения поставленного списка задач.
В планировании можно выделить две стадии:
- стратегическое планирование (разработка стратегии),
- тактическое планирование (определение тактики, оперативные планы).
Организация и координация в управлении
В деятельности любой компании существует множество аспектов, требующих структурирования для того, чтобы эта компания могла реализовать планы для достижения своих целей. Создание некой структуры как процесс называется организацией. Поскольку работу в фирме выполняют люди, еще одним значимым аспектом организации как функции управления выступает определение, на кого конкретно возлагается выполнение каждого из заданий, в том числе и управленческих действий. Итак, организация включает процесс делегирования заданий различным группам людей и отдельным индивидам внутри фирмы.
Под организацией понимают процесс, ориентированный на объединение усилий разных участников управления, а также принятие решений, в частности, распределение заданий, ресурсов, ролей, полномочий и ответственности.
Процесс организации позволяет преобразовать план (или даже идею) в достижимую реальность. Она формирует фундамент для действий так, чтобы работающие над задачей люди знали, что именно от них ожидается, как они должны поступать, к кому обращаться при возникновении проблем.
Тесно связана с организацией координация.
Под координацией понимают функцию управления, которая обеспечивает его непрерывность и бесперебойность путем достижения согласованности в функционировании всех звеньев организации. Для этого устанавливаются коммуникации (рациональные связи) между различными звеньями.
Координация позволяет:
- установить взаимодействие между подсистемами, входящими в организацию,
- осуществить ресурсное маневрирование,
- обеспечить согласованность и единство всех стадий управленческого процесса, увязать с ними деятельность руководителей.
Мотивация (стимулирование) в управлении
Управление персоналом признается одной из самых сложных сторон управления. Важным элементом этого направления является управление мотивацией к труду. Именно мотивация играет определяющую роль в производительности труда. Если коллектив в целом и отдельные его члены не мотивированы на достижение целей организации, система управления не сможет эффективно функционировать.
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти действия находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки.
Под мотивацией в менеджменте понимают процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
В случае внешнего воздействия для побуждения к тому или иному поведению речь идет о стимулировании.
Стимулирование – это способ воздействовать на трудовое поведение человека, реализованный через его мотивацию.
Учет, контроль и анализ в управлении
Учет и контроль – неотъемлемые элементы системы управления. Учетная система зависит от своевременности, качества и достоверности предоставляемой информации, а от нее – в свою очередь – зависит эффективность системы управления в целом. В типичных организациях учетная система включает:
- оперативный учет,
- статистический учет,
- бухгалтерский учет,
- налоговый учет.
Каждый из видов учета имеет особенности отражаемых явлений, специфическое назначение и способы осуществления. Все виды учета находятся в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга.
Контроль включает в себя процесс наблюдения за объектом для того, чтобы оценить соответствие его реального состояния по отношению к желаемому состоянию. Желаемое (нормативное) состояние может быть предусмотрено законодательством, инструкцией, положением, соответствующими нормативными актами, а также планом, программой, проектом, договором и др.
Контроль и анализ как функции менеджмента осуществляются в процессе отслеживания производственной деятельности и направлены гарантию ее запланированного течения. Также контроль и анализ как функции менеджмента включают в себя корректировку любых выявленных при этом значительных отклонений.