Социально-психологический портрет руководителя
Под социально-психологическим портретом руководителя принято понимать совокупность качеств, которые позволяют ему устанавливать и поддерживать деловой и психологический контакт на высоком уровне. Этот контакт необходим для того, чтобы эффективно осуществлять работу совместно с сотрудниками, контролировать их деятельность, взаимодействовать с вышестоящими и нижестоящими руководителями и общественными организациями.
Современный руководитель обладает несколькими важными качествами. С их помощью он может формировать в компании благоприятный психологический климат, настраивать коллектив на рабочий лад и регулировать вопросы, которые касаются профессиональных и межличностных взаимоотношений.
В состав основных социально-психологических качеств руководителя входят:
- Коллективизм;
- Коммуникабельность, умение найти подход к абсолютно любому человеку;
- Иннициативность и отсутствие боязни взять на себя ответственность;
- Самообладание, самоконтроль в стрессовых ситуациях;
- Эмпатия, умение выслушать другого человека, войти в его положение, способность учитывать не только потребности компании, но и потребности всего коллектива в целом.
В основе чувства коллективизма лежит глубокое понимание того, что общество имеет коллективную природу. В одиночку человеку сложно добиваться выдающихся результатов и справляться с большим объемом работы. А вот если делать это в коллективе, то вероятность улучшения общей ситуации и достижения желаемых результатов повышается. Такое чувство в качестве социальной и психологической категории отражает одно из самых органических свойств личности. Если руководитель им не наделен, то это не даст ему сформировать иные позитивные социально-психологические качества. Поэтому коллективизм называют самым значимым свойством, на котором выстраиваются все остальные.
Коммуникабельность – это способность руководителя довольно быстро вступать не только в деловой, но и в психологический контакт с другим человеком.
Именно в общении определяются перспективные направления работы и развития компании. Если руководитель умеет не только прислушиваться к мнению другого человека, но и обмениваться с ним вариантами решения проблемы, опытом и знаниями, то на основании этих показателей и выстраивается успешная коммуникация. Руководитель должен уметь создавать правильные и здоровые взаимоотношения с подчиненными. Все начинается со стиля поведения, правильного тона общения. Подчиненные должны чувствовать себя не просто как слепые исполнители конкретных указаний, а скорее как соучастники неминуемого успеха компании. Руководитель – это старший среди равных, и для этого он должен пользоваться методами убеждения, разъяснения, и только в самом крайнем случае - властными методами .
Еще одно важное качество, на которое исследователи обращают особое внимание – это чувство эмпатии. Оно состоит в том, что руководитель является, прежде всего человеком, который может сочувствовать и сопереживать. Он должен уметь ставить себя на место другого человека. Человеку без чувства эмпатии сегодня сложно удержаться на руководящей должности, ввиду отсутствия психологической связи с подчиненными, которая так важна, особенно работникам. Поэтому сочувствующий своим сотрудникам руководитель – это не слабость, а скорее преимущество перед теми лидерами, которые стремятся исключительно к власти любыми средствами и способами.
Функции и роли руководителя в тайм-менеджменте
Перечисленные социально-психологические качества обычно выражаются не по отдельности, а в совокупности. Им и должен соответствовать успешный и грамотный руководитель. Являясь эталоном, такой менеджер может стать примером для подражания для остальных подчиненных. Если сотрудники хотят быть похожими на своего руководителя, то это в дальнейшем сыграет очень важную роль не только в их самоопределении, а скорее еще и в их личных достижениях. В интересах любого директора есть идея о том, что из под его крыла затем выйдут хорошо подготовленные специалисты, которые и сами со временем займут руководствующие должности.
В процессе осуществления управления руководители могут выполнять несколько очень важных функций, а именно:
- Руководители занимаются организацией и планируют деятельность коллектива, регулируют его работу, а также соотносят собственные виды деятельности с работой других сотрудников;
- Распределяют задания, проводят инструктаж, контролируют подчиненных;
- Проверяют результаты работы и дают им объективную оценку;
- Знакомятся с новинками в мире бизнес-стратегий, техники и технологий, выдвигают и рассматривают инновационные предложения по улучшению качества работы в компании;
- Решают вопросы, которые относятся не только к компетенциям сотрудников, но и выходят за их пределы.
Помимо того, социально-психологические характеристики руководителя обеспечивают реализацию качественного и грамотного тайм-менеджмента. Всем известно, что руководитель крупной компании наделен массой задач, и решать их порой приходится в очень ускоренном режиме. Для того чтобы осуществлять успешное решение поставленных вопросов, руководитель должен распоряжаться своим временем с умом. Для этого он постигает основы тайм-менеджмента, занимается планированием основных задач. Если времени не хватает, то некоторые обязанности он вправе делегировать другим сотрудникам, которые обладают достаточным уровнем подготовки и компетенций.
В процессе своей деятельности и общения руководители могут играть разные роли: роль координатора, информатора или лица, которое принимает основные решения по выдвигаемым вопросам. Координация связана с тем, что руководитель объединяет несколько групп и регулирует диалог, который складывается между ними. Информаторы доводят информацию до сотрудников, погружая их в работу. Принятие решения – это одна из ключевых задач руководителя. Из всего множества предложений он должен выбрать именно те, которые пойдут работе компании на пользу.