Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социально-психологические основы управленческой деятельности

Психология в управленческой деятельности

Определение 1

Социально-психологические основы управленческой деятельности – это база осуществления управления людьми, их группами и коллективами.

Психология управленческой деятельности как самостоятельная научная предметная область возникла сравнительно недавно. В России ее появление было обусловлено запросами со стороны практического менеджмента. Психология менеджмента (как и менеджмент в целом) активно развивалась за рубежом во второй половине XX века, но применение накопленного опыта (по переводным изданиям) на российской почве оказалось не слишком эффективным. Это связано с российским менталитетом, отличающимся от зарубежного. Поскольку психология управления базируется на влиянии на эмоциональные установки, общественное сознание и общественный опыт, эти отличия являются критическими.

В России общественные производственные отношения имеют специфику – тесные эмоционально окрашенные личные связи, мешающие реализации моделей управления, основанных на властных функциях.

Российские разработки социально-психологических основ управления коррелируют с развитием психологии, строящейся вокруг следующих категорий:

  • отражение,
  • деятельность,
  • общение,
  • личность.

Последние три из них – краеугольный камень социально-психологических основ управления.

Категория деятельности не только психологическая, но и философская. Ее рассматривали еще Кант и Фихте. Гегель определял деятельность как форму проявления абсолютного духа на основе самоизменения. Маркс, отталкиваясь от позиции Гегеля, определил человеческую деятельность, фундаментальным проявлением которой является труд. Его целью выступает не трудовая деятельность как процесс, а результат – общественный продукт.

Благодаря трудам Маркса была очерчена специфическая сфера отношений, в дальнейшем выступившая предметной областью психологических изысканий по вопросам формирования личности и сознания людей. Исследованию подвергались связи между деятельностью и сознанием, деятельностью и личностью.

«Социально-психологические основы управленческой деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 2

Деятельностью называют целенаправленную осознанную форму поведения.

Любая осознанная деятельность предметна, причем природа предмета двойственна:

  • он представляет собой реальный объект, существование которого не зависит от человеческого сознания,
  • предметом деятельности может быть продукт отражения в психике реальных объектов и событий. В таком случае предмет трансформируется в мотив деятельности.

За счет этого осознанная целенаправленная активность происходит параллельно в двух аспектах:

  • внешнем социально-культурном пространстве,
  • внутренней психической сфере.

Поэтому речь идет именно о социально-психологических, а не о чисто психологических основах управления.

Динамика внутренних процессов отражается во внешней динамике проявлений. Развитие внутреннего аспекта происходит от потребностей к мотивам, затем от мотивов к целям и задачам. Во внешнем предметном плане деятельность осуществляется как система конкретизации самой деятельности, происходящей от общего к частному: обобщенная деятельность порождает операции, а операции, в свою очередь, движения. Любая деятельность в целом имеет системный характер, что проявляется сразу и во внешних действиях и отношениях, и во внутренних психических процессах. По мере развития человека преобладающий вид деятельности усложняется: у детей это игровая (самая природно обусловленная деятельность), позже учебная (детерминированная обществом) и затем самая зрелая – трудовая (профессиональная).

Управленческая деятельность входит в профессионально обусловленные виды деятельности, поэтому она имеет социальную и культурную обусловленность.

Управление как социально-психологическое явление

Решить проблему оптимизации управленческих процессов – значит выбрать такие варианты их оптимизации из совокупности возможных, который обеспечит получение положительного результата с наименьшими затратами (временными, материальными и т.д.). Для достижения такого эффекта оптимизацию нужно начинать с изучения функций управления.

Определение 3

Функция – это совокупность повторяющихся однотипных задач, решаемых для обеспечения нормальной работы системы или перехода ее в новое состояние, более точно отвечающее имеющимся требованиям.

Некоторые исследователи рассматривают управленческие функции по этапам управленческого цикла. При таком подходе функция приравнивается к роли, которую руководитель выполняет на определенном этапе управления исходя из промежуточной задачи. Выделяют следующие функции, основанные на ролях:

  • прогнозирование результата, который принесет управленческая деятельность,
  • планирование человеческих ресурсов,
  • решение задач управления и передача ассоциированной с ними информации,
  • контроль за реализацией задач и оценка управленческой эффективности.

Кроме того, весь цикл пронизывается функцией сбора и трансформации информации – ее нельзя отнести к какой-либо одной стадии.

В отличие от специалистов в сфере менеджмента, социологи и психологи при изучении управленческих функций отталкиваются не от структуры управленческого цикла, а от всей структуры деятельности начальника в рамках трудового коллектива. Очевидно, что руководитель при этом изучается не только в рамках административной роли, но и в совокупности воспитательных и социальных обязанностей. В этой концепции можно выделить следующие управленческие функции:

  • интеграция личностей через ознакомление их с общими задачами, определение условий и средств достижения целей, планирование и координацию совместной работы, контроля и учета,
  • коммуникация путем установления горизонтальных связей в коллективе, а также вертикальных связей с другими подразделениями,
  • обучение и воспитание в максимально широком понимании.

Можно обозначить и другой подход к выделению функций:

  • административная (рабочие предписания, координация действий, надзор),
  • стратегическая (определение целей и путей их достижения),
  • коммуникативно-регулирующая и экспертно-консультативная,
  • представительство группы вовне,
  • дисциплинарная,
  • воспитательная,
  • психотерапевтическая.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 17.06.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot