Сущность ситуационной матрицы формирования стратегии Томпсона–Стрикланда
Ситуационная матрица формирования стратегии Томпсона–Стрикланда – это инструмент, который позволяет выбрать стратегию развитию бизнеса в зависимости от динамики рынка и позиции организации на рынке.
Стратегия организации представляет собой совокупность всех целей и способов их достижения. Другими слова, разработка стратегия для организации – это определение ее основных направлений деятельности. Стратегия строится из реальных возможностей организации, на которые влияют внутренние и внешние обстоятельства. Для формирования эффективных стратегических решений используют стратегический анализ. Цель анализа состоит в разработке внутренних взаимодействий, которые накладываются на стратегический выбор.
Основными источниками для разработки стратегий являются:
- статьи с аналитическими данными,
- использование рекламы,
- база данных,
- обзор рынка,
- экспертная оценка.
При формировании стратегии используются все инструменты, которые в дальнейшей перспективе могут повлиять на состояние организации.
Алгоритм ситуационной матрицы
Разработка ситуационной матрицы подразумевает использование оценки динамики труда и занимаемой позиции на рынке. Такой алгоритм включает в себя следующие операции:
- обнаружение проблемы,
- сбор информации о сложившейся ситуации,
- анализ полученной информации,
- диагностика,
- формирование целей управления,
- разработка критерий оценки,
- прогноз
- доведение до исполнителя полученных результатов
При разработке матрицы ученые полагали, что матрица позволит оценить факторы среды организации. Матрица Томпсона-Стрикланда используется на начальном этапе выбора стратегии для формирования портфеля стратегий. Матрица представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Ситуационная матрица формирования стратегии Томпсона–Стрикланда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Выглядит матрица в виде вертикальной и горизонтальной оси и поделена на четыре квадрата. Вертикальная ось отвечает за данные роста рынка (быстрый, средний и медленный). На горизонтальной располагаются данные конкурентных позиций- слабые и сильные стороны организации. Анализ производится как организации в целом, так и отдельных портфелей. В зависимости от полученных данных организации могут располагаться в одном из квадратов. Ученые предполагают, что все позиции подразумевают наличие определенных стратегий, характерных и желательных для компаний.
Если компания занимает лидирующие позиции на рынке и ей присущ быстрый рост, то в матрице данная организация занимает первый квадрат. В данном случае наиболее приемлемый вариант для компании – это вертикальная интеграция. Если компания занимает слабые позиции на рынке, но имеет быстрые темпы роста, она занимает второй квадрат. Для формирования стратегии данной компании рекомендуется горизонтальная интеграция. Однако, если ей не будет хватать ресурсов, то самым правильным вариантом будет банкротство.
Третий квадрат занимают организации со слабыми конкурентными позициями и со слаборастущим рынком. Данной организации рекомендованы минимизация издержек или слияние с более сильным конкурентом. Четвертый квадрат отдан организациям с сильными конкурентными позициями, но с замедленным ростом рынка. Для таких организаций рекомендуют разработать эффективную стратегию или расширить деятельность до международного уровня.
Данную матрицу ученые предложили для выбора стратегии при анализе динамики роста рынка и уровня конкуренции на экономическом рынке. Матрица позволяет выбрать наиболее эффективную стратегию для работы предприятия. Невозможно разработать стратегию, основываясь на одном инструменте. Поэтому, после того как руководитель или акционеры определяются со стратегией организации, необходимо подвергнуть ее анализу. Данный анализ необходимо проводить иррациональным методом. Критерии потенциальной стратегии следующие:
- необходимая уникальность,
- ментальная правильность,
- ситуационность,
- возникновение неопределенности
Ситуационность оценивает комплексное представление конкретной ситуации на рынке. Неопределенность используется в качестве стратегической возможности организации. Ментальная правильность оценивает, насколько верная стратегия была выбрана. Уникальность анализируется рациональными и иррациональными методами.
Авторы данной стратегии считают, что существуют внешние и внутренние факторы, которые необходимо учитывать при формировании стратегии.
К внешним факторам относят: разнообразие продукции, которую производит фирма, размах ее деятельности, характер приобретений, которые совершила организация, направленность деятельности фирмы, ориентация и анализ внешних угроз. Внутренними факторами принято считать: цели организации, функциональные сферы, критерии распределения производимой продукции
Матрица основывается на поиске дополнительных возможностей для производства новых продуктов, которые могут повлиять на функционирование организации Другими словами существующие производство остается в центре бизнеса, а новое возникает на основе существующих возможностей. Используют матрицу в основном после полного формирования SWOT-анализа. Готовый SWOT-анализ позволяет определить ряд подходящих для организаций стратегий. После этого строится матрица Томпсона-Стрикленда для определения единственной правильной стратегии.
Достоинства и недостатки ситуационной матрицы
К достоинствам данной матрицы относят описание факторов, которые необходимо оценить при разработке стратегии. К недостаткам относят привлечение большого количества специалистов и обработку существенного количества информации о деятельности организации. Тем не менее, ситуационный подход в теории организации и управления получил широкое развитие на грани XX-XXI вв., и сегодня является передовым подходом в развитии управленческой мысли.
Матрица Томпсона-Стрикленда похожа на навигатор для бизнеса. Данный инструмент позволяет достаточно точно определить положение организации в системе координат мирового рынка.