Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Системный подход к менеджменту в предпринимательской деятельности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Системный подход к менеджменту в предпринимательской деятельности
Содержание статьи

Понятие и принципы системного подхода к менеджменту

Определение 1

Системный подход к менеджменту в предпринимательской деятельности – это специфический подход к управлению, предполагающий рассмотрение системы как целостного комплекса регулярно выполняемых взаимосвязанных действий, которые позволяют достигать долгосрочного предпринимательского успеха, получать максимально возможную для конкретного бизнеса прибыль путем обеспечения конкурентоспособности всего предприятия и выпускаемой им продукции.

В рамках системного подхода к менеджменту предметом рассмотрения является не процесс менеджмента как таковой, а в целом организация – открытая система, для которой характерно, что трансформации одной ее части приводят к реакции в других частях. Поскольку система является открытой, происходящие во внешней среде изменения тоже влияют на состояние компонентов. Менеджер обязательно должен учитывать этот факт, поскольку именно системный подход к принятию решений позволяет принять во внимание весь спектр последствий управленческого воздействия, своевременно среагировать на такие последствия или заранее подготовить методы компенсации, а также определить взаимные зависимости между элементами, образующими организацию, и между организацией и внешней средой.

Основные принципы системного подхода:

  • целостность. Смысл этого принципа состоит в том, что свойства системы принципиально не могут быть сведены к простой сумме свойств входящих в нее элементов. Из этой суммы не могут быть вынесены свойства целого. Влияние каждого элемента обуславливается не только его собственными свойствами, но и его местом и функциями в рамках системы,
  • структурность. Этот принцип заключается в том, что система может быть описана через определение ее структуры, то есть отношений и связей системы. Поведение системы обуславливается не только поведением входящих в нее компонентов, но и свойствами самой структуры их взаимодействия,
  • взаимосвязь структуры и среды. Система вступает во взаимодействие со средой. При этом система выступает активным ведущим компонентом взаимодействия, что позволяет ей формировать и проявлять свои свойства в ходе взаимодействия,
  • иерархичность. Каждый из входящих в систему компонентов может быть рассмотрен как система более низкого уровня. Сама исследуемая система тоже является подсистемой более высокого уровня – более широкой глобальной системы,
  • множественность описания системы. Поскольку система является принципиально сложной, для ее адекватного познания нужно строить множество моделей разных видов, при этом каждая из моделей будет способна описать тот или иной аспект системы, охарактеризовать ее с той или иной стороны.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды систем в менеджменте

Понятие системы является одним из базовых для современной науки. Оно используется в различных областях человеческого знания и практически во всех научных дисциплинах. При этом строгое и достаточно общее определение, которое могло бы использоваться в многочисленных частных случаях, до сих пор не выработано. Другими словами, общепринятого или обязательного к использованию (нормативного) определения системы в современной науке не существует.

Изначально теория систем развивалась в рамках техники и точных наук. В менеджменте она начала применяться с 1950-х, что стало результатом исследований в рамках школы управления. Системный подход представляет собой особый способ мышления, а не какой-то алгоритм или набор принципов для определенной предметной области.

Определение 2

Если рассматривать систему с позиций менеджмента, ее можно определить как совокупность находящихся во взаимосвязи элементов, образующих путем определенного взаимодействия единое целое, ориентированное на достижение заданной цели.

В систему входит множество элементов, соединенных законом композиции. К примеру, если рассматривать как систему механический цех, то элементами системы будут выступать металлорежущие станки, а законом композиции – технология обработки изделий.

Системы можно классифицировать по разным основаниям. Для задач менеджмента ценна классификация Р. Л. Акоффа, в соответствии с которой выделяют четыре класса систем:

  1. Механистические, или детерминированные – системы, не имеющие собственной цели. Их части тоже не целенаправленные. К таким системам относятся, например, разнообразные механизмы,
  2. Организматические (органические) и анимационные (одушевленные) системы, которые имеют собственную цель. Элементы этих систем не имеют собственных целей, но их функции являются необходимыми для выполнения целей (а иногда и выживания) всего организма. Примерами могут служить животные, люди,
  3. Общественные (социальные) системы. У социальных систем есть собственные цели, причем они состоят из элементов, которые тоже обладают целями. Примерами социальных систем являются организации, нации,
  4. Экологические системы, которые своих целей не имеют, но состоят из элементов, обладающих целями. Экологические системы служат для того, чтобы обслуживать ее части. Примерами экологических систем являются на только природные системы, но и правовое поле, рынок, сеть Интернет.

Другая важная классификация систем позволяет разделить их на две категории:

  • открытые – характеризующиеся активным взаимодействием с внешней средой, зависящие от материалов, информации, энергии и других ресурсов, поступающих извне. Особенность открытой системы – приспосабливаемость к изменениям в условиях внешней среды. Живые организмы и социальные системы являются примерами открытых систем,
  • закрытые – относительно независимые от внешней среды. Например, это автономные механизмы с защитой от пыли, влаги, ударов и других воздействий окружения.

Менеджмент работает с открытыми социальными системами, в частности, с социально-экономическими системами, собственные цели элементов которой ориентированы на экономические интересы.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис