Понятие системного анализа в менеджменте
Системный анализ в менеджменте – это совокупность исследований, которые направлены на выявление общих тенденций и факторов развития менеджмента организации, а также выработку мероприятий, нацеленных на совершенствование системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации.
Системный подход заставляет взглянуть под другим углом на эффективность функционирования любой системы: взаимодействие частей системы существенно более важно, чем результативная работа отдельно взятых ее частей. Например, точная и эффективная работа маркетингового отдела компании принесет больше положительных результатов, при налаженном ее взаимодействии с производственными подразделениями, финансовым отделом и руководством компании.
Ни один элемент сложной целостной системы не может быть изучен вне связей его с другими элементами. Например, попытка изучить деятельность предприятия, путем разделения его на отдельные подразделения заранее провальная. Никогда не удастся понять, почему та или иная компания успешна, если заниматься изучением каждого ее успеха в отдельности, в отрыве от остальных. Только совокупность действующих материальных и моральных факторов в общей стратегии, может объяснить результат ее работы. В связи с этим, для изучения сложных систем необходим не только аналитический, расчленяющий подход, но и другой – целостный, исследующий систему в единстве всех ее частей. Такой подход берет за основу не привычный для нас анализ, а противоположный исследовательский прием – синтез, то есть объединение частей, выявление системных качеств, характерных только для всей целостной системы.
Зачастую, чтобы достичь какой-либо цели, недостаточно просто применять различные разрозненные методы, которые имеются в арсенале. Эти средства должны быть объединены в систему средств, которая в связи со своими новыми, интегральными качествами, имеет большие возможности для реализации целей, по сравнению с разрозненными средствами. Целедостижение осуществляется посредством выполнения системой отдельных функций, ролей другой более широкой системы, в которой она является составной частью. Например, рабочий в бригаде выполняет определенные функции, бригада – в цехе, а цех – на всем предприятии, предприятие же в свою очередь – составная часть рынка.
Знание того, какая конкретно продукция выпускается предприятием, помогает в понимании роли данной фирмы на рынке. В свою очередь, это дает возможность понять особенности работы каждого из ее цехов и отделов, а затем – и каждого отдельного работника. Иными словами, процесс познания должен начинаться от целого к частям, от роли всей системы к функциям отдельных элементов. Безусловно, чтобы понять работу каждого элемента, целое должно быть мысленно разделено на части, но такая процедура анализа должно следовать за синтезом.
Чем более сложная система рассматривается, исследуется или создается, тем больше возрастает значимость системного подхода. Именно является ключом к пониманию назначения любой части и любого компонента сложной системы. Это особенно важно для деятельности современной фирмы, которая встроена в динамичные системы, в частности, в межнациональные экономические связи, транснациональные компании, информационные системы, которые обслуживают мировой рынок, межправительственные проекты, которые охватывают существенное количество государственных и частных корпораций.
Современный подход к управлению
Современные менеджеры все больше осознают, что руководимые ими кампании не изолированные и независимые. Она выступает только составной частью большой системы, которая оказывает на любое предприятие многоаспектное воздействие. При этом необходимо учитывать, что влияние оказывают не только экономические факторы. Внешняя среда, которая окружает любую компанию, крайне разнообразна и является действительно сложной системой, в которой огромная роль отведена и политическим факторам, и действующему законодательству, и правительству, и факторам научно-технического прогресса, а также поставщикам, конкурентам, потребителям, социокультурной среде, а также экономическим факторам. В современных условиях, с полной уверенностью можно сказать, что современное предприятие превратилось в так называемую открытую систему, которая тысячами нитей связана с внешней средой, она обменивается с ней информацией, энергией, материалами и товарами, людьми и идеями. В конце прошлого века основные, то есть первичные потребности людей не были удовлетворены, на рынке практически не было товаров. Любой произведенный продукт обязательно находил своего покупателя. Тогда степень открытости компании в качестве системы, то есть ее связь с внешним миром, была существенно ниже. Теперь, когда на рынке «законодателем» стал не продавец, а потребитель, предприятия вынудили стать открытыми системами, превратиться в органическую часть любого общества. Иначе предприятие просто не сможет выжить и победить в конкурентной борьбе.
Внешней средой предприятия диктуются собственные строгие рамки для выстраивания ее внутренней среды. Это становится особенно заметно при сравнении внутренней структуры фирм, которые работают в разных условиях и на разных рынках. Например, отмечается различие внутреннего строения американских и японских компаний. Значительные отличия отмечены в структуре предприятий, которые функционируют в динамичной и относительно спокойной среде.
Чтобы более глубоко понять взаимосвязь внешней и внутренней среды фирмы, используют понятие полисистемности. Данное понятие предполагает, что любой предмет в окружающем нас мире принадлежит одновременно большому количеству систем. Например, работник предприятия принадлежит одному из его подразделений и предприятию в целом, профсоюзу, возможно, политической партии, семье, спортклубу, городу, государству и пр. Необходимо отметить, что все системы, в которые входит общий элемент, характеризуются противоречиями: каждая такая система стремится достичь свою особую цель, с использованием своего элемента как средства.