Понятие системы управления качеством
Система управления качеством – это организационная структура, в которую входит взаимодействующий управленческий персонал, осуществляющий функции управления качеством с применением определенных методов.
Необходимость в системах управления качеством возникла с появлением массового производства. Конкуренция между производителями ужесточалась, качество стало основой конкурентоспособности. На первом этапе стали возникать отдельные разрозненные элементы управления качеством, а затем они эволюционировали и превратились в комплексную систему управления качеством. Система управления качеством стала одной из систем управления организацией, наряду с такими, как:
- система управления производством,
- система управления персоналом,
- система управления снабжением.
Система управления качеством ориентируется на проведение регулярной, плановой работы, связанной с управлением качества. Это значит, что речь идет о создании высококачественной продукции на постоянной основе, а не только для презентаций и выставок. Такой эффект достигается благодаря ряду элементов системы:
- достаточной материальной базы,
- использованию современных технологий,
- привлечению мотивированного и квалифицированного персонала.
Многие заказчики работают только с поставщиками, имеющими развитую систему управления качеством – это служит гарантией качества продукции, избавляет заказчика от необходимости проводить тщательный контроль продукции своими силами. Такая заинтересованность в оценке извне привела к развитию серии международных стандартов ИСО 9000, посвященных вопросам организации систем управления качеством. Для получения сертификата организация должна обратиться в специальные независимые органы.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000:2015, определяя понятие системы менеджмента качества, формулирует следующие положения:
- в систему менеджмента качества входят действия, позволяющие организации устанавливать свои цели и определять ресурсы и процессы, необходимые для достижения желаемого результата,
- система менеджмента качества нужна для управления взаимодействующими ресурсами и процессами, потребными для обеспечения ценности и реализации результатов для заинтересованных сторон,
- система менеджмента качества дает высшему руководству возможность оптимизировать процесс использования ресурсов с учетом краткосрочных и долгосрочных последствий принимаемых решений,
- система менеджмента качества дает возможность идентифицировать действия применительно к непреднамеренным и преднамеренным последствиям в сфере предоставления продукции и оказания услуг.
В российской практике термин «система менеджмента качества» сравнительно новый. В СССР использовалось словосочетание «система управления качеством», в конце 1980-х в стандартах ИСО 8402 применялось обозначение «система качества», и лишь в стандартах ИСО 9000 оно было заменено на «систему менеджмента качества». В результате возникает терминологическая неопределенность: одни исследователи признают «менеджмент качества» и «управление качеством» полными синонимами, другие находят в них различия.
Основные принципы создания системы управления качеством
Создание системы управления качеством включает два этапа:
- разработка системы управления качеством,
- внедрение системы управления качеством в деятельность организации.
Конкретный объем работ определяется рядом факторов:
- масштаб предприятия,
- особенности производственной деятельности,
- характер выпускаемой продукции (оказываемых услуг),
- развитость существующей системы управления качеством, соответствие ее положениям стандартов (ИСО 9000, 9001 или отраслевых).
Создание системы управления качеством может производиться как службами предприятия самостоятельно, так и с привлечением на условиях аутсорсинга сторонних специалистов. Вопросы выбора консультантов освещены в стандартах ИСО. Отмечается, что целесообразно привлекать консультантов для оказания методической помощи, а не разработки собственно документов системы качества. Предпочтительно, чтобы готовые документы создавали сотрудники предприятия (если нужно, привлекая консультантов для помощи), что позволит максимально адаптировать систему к особенностям предприятия, сделать ее востребованной, полезной для дела, а не остающейся только на бумаге.
Когда разработка системы завершена, следует удостовериться, что она вписывается в практическую деятельность предприятия по обеспечению качества продукции. Для этого проводят серию внутренних проверок (в соответствии с положениями ИСО 9001 и документированной процедурой внутренних проверок, требованиями ИСО 19011). Результатом проверок должны стать ответы на ряд вопросов:
- достаточно ли функций, предусмотренных проектируемой системой, для того, чтобы эффективно управлять качеством всей продукции,
- прописаны ли для всех функций исполнители,
- охвачены ли воздействием системы все этапы производства,
- спроектированы ли и оформлены ли в виде документов все методы работы,
- выполняются ли спроектированные функции на всех рабочих местах,
- требуются ли корректировки структуры, функций и документов спроектированной системы.
После проверок и внесения необходимых изменений осуществляется переход к этапу функционирования системы менеджмента качества.
Под функционированием системы менеджмента качества понимают выполнение руководителями организации в целом и ее подразделениями своих функций в рамках системы менеджмента качества.
В функционировании выражается содержательная сторона деятельности системы менеджмента качества, реализация ее предназначения. В функционировании системы управления качеством принимают участие все подразделения, но роль их различна, что порождает необходимость планирования, координации и организации их работы.