Сущность корпоративного управления
Вопросы корпоративного управления получают все большую популярность в современном мире. Потребность в нем связана непосредственно с развитием корпоративных отношений, основными признаками которых выступают:
- юридическая самостоятельность субъекта хозяйствования (корпорации);
- долевая собственность на акционерный капитал;
- передача управленческих функций специализированному менеджменту.
Деятельность корпоративных структур хозяйствования тесно связана с интересами многих сторон. Все участники корпоративных отношений условно делятся на внутренних и внешних. Первые собственниками (держателями акций корпорации), органами управления и высшими должностными лицами. Иначе говоря, это акционеры, совет директоров и менеджмент, а также персонал акционерного общества. Вторые же представлены внешними по отношению к корпорации стейкхолдерами. Они включают в себя государство и общество, внешних кредиторов и поставщиков.
Все участники корпоративных отношений имеют различные группы интересов в отношении деятельности корпоративных структур. На практике они нередко расходятся между собой. Именно в связи с этим и возникает потребность в корпоративном управлении.
Корпоративное управление в общем смысле представляет собой особую форму взаимодействия участников корпоративных отношений, а также процесс, посредством которого обеспечивается управление и контроль деятельности корпорации.
Основополагающая цель корпоративного управления заключается в максимизации рыночной стоимости акционерного капитала в долгосрочной перспективе. Основные же его задачи сводятся к необходимости обеспечения построения и функционирования механизмов, гарантирующих соблюдение баланса интересов всех групп заинтересованных сторон (в первую очередь – акционеров), а также подотчетность органов управления собственникам акционерного капитала.
В основе корпоративного управления лежит проблема «агента-принципала». Ее корни прослеживаются в теории агентских отношений. Характерной особенность корпоративных форм хозяйствования выступает нахождение собственности в руках одних групп заинтересованных сторон (акционеров) с одной стороны, и передача управленческих функций другим сторонам (менеджменту). В связи с этим происходит отделение функций собственности от управления, приводящее к нарушению при принятии управленческих решений интересов собственников с одной стороны, и снижению степени доверия менеджменту – с другой.
Сущность стратегического менеджмента
Всякий менеджмент неразрывно связан с управленческой деятельностью. Центральным звеном стратегического менеджмента выступает стратегия развития корпоративного бизнеса.
В настоящее время существует довольно много подходов к определению термина «стратегия». Ее отождествляют и с генеральным планом действий, и с набором правил для принятия решений, и даже с доминирующей линией поведения.
В общем смысле под стратегией следует понимать модель действий, ориентированных на долгосрочную перспективу и необходимых компании для достижения поставленных целей, посредством координации и распределения ресурсов организации. Ее сущность представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Сущностное содержание стратегии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По отношению к корпорации стратегия предстает в виде определенной совокупности корпоративных целей и основных способов их достижения. На уровне корпоративного бизнеса стратегия подлежит формулировке и разработке топ-менеджментом компании, однако ее реализация предполагает необходимость вовлечения в данный процесс всех сотрудников.
Стратегический менеджмент непосредственно связан с разработкой и реализацией стратегии. Как управленческий процесс он включает в себя ряд этапов, начиная от формулировки миссии и видения бизнеса и заканчивая определением механизмов контроля реализации стратегии. Основными из них являются:
- анализ внешней и внутренней среды;
- определение миссии и видения, постановка целей;
- выработка стратегии развития;
- определение необходимых ресурсов;
- поддержание взаимоотношений с внешней средой, позволяющих добиваться поставленных задач;
- контроль реализации стратегии и ее корректировка в случае необходимости.
Каждый из этапов стратегического управления предполагает необходимость решения определенного рядка задач, вся совокупность которых, в конечном счете, сводится к необходимости разработки и реализации генеральной стратегии бизнеса.
Взаимосвязь стратегического менеджмента и корпоративного управления
Корпоративное управление тесно связано с корпоративным стратегическим менеджментом (рисунок 2).
Рисунок 2. Взаимосвязь корпоративного управления и корпоративного стратегического менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Фактически корпоративное управление по уровню иерархии находится выше корпоративного менеджмента. Его основной задачей выступает обеспечение баланса интересов в то время, как корпоративный менеджмент ориентирован непосредственно на управление бизнесом. В то же время они имеют общую точку соприкосновения, которой выступает стратегия развития корпорации.
Корпоративные структуры для решения задач своего развития и достижения поставленных целей могут применять различные стратегии. Их система в общем виде представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Система стратегий корпорации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно общим принципам стратегического менеджмента первым уровнем разработки стратегии корпорации служит формулировка миссии компании, ее программного заявления и генеральной цели.
Наиболее общий характер носит корпоративная стратегия. Фактически она определяет общую специфику корпоративного бизнеса и характеризует перспективы развития корпорации в целом.
Вслед за формированием общекорпоративной стратегии следует разработка деловых стратегий, в группу которых входят портфельные стратегии, стратегии роста и конкурентные стратегии. Заключительным этапом стратегического корпоративного управления выступает разработка функциональных стратегий, охватывающих следующие подсистемы: производство, маркетинг, финансы, административные вопросы и пр.
Стратегическое корпоративное управление непосредственно ориентировано на участие органов корпоративного управления в процессах разработки и реализации стратегии. Определяющая роль в разработке стратегии отводится совету директоров, ответственность же за ее реализацию несет менеджмент.