Понятие корпоративного управления
Потребность в корпоративном управлении обусловлена развитием корпоративного бизнеса, а именно – функционированием корпоративных структур хозяйствования (корпораций).
Корпорации представляют собой особую организационно-правовую форму ведения бизнеса, основанную на долевой собственности ее участников и передаче управленческих функций специализированному менеджменту.
В российской практике корпорации чаще всего представлены публичными и непубличными акционерными обществами.
Деятельность корпоративных структур оказывает влияние на всех участников корпоративных отношений. Наличие множества заинтересованных сторон приводит к возникновению конфликта интересов. Задача же соблюдения баланса интересов участников корпоративных отношений отводится корпоративному управлению.
На сегодняшний день единого подхода к определению сущности корпоративного управления не существует. Тем не менее, его важность и необходимость развития признаю все участники корпоративных отношений.
В общем смысле под корпоративным управлением (КУ) следует понимать особую форму взаимоотношений между собственниками акционерного капитала, советом директоров и менеджментом. Его основными задачами выступают обеспечение подотчетности менеджмента с одной стороны, и соблюдение интересов участников корпоративных отношений – с другой.
Базовыми целями корпоративного управления являются:
- максимизация прибыльности корпорации и рост эффективности ее деятельности;
- повышение рыночной стоимости акционерного капитала.
Как управленческий процесс корпоративное управление характеризуется наличием собственного субъекта и объекта. В роли субъекта выступают органы управления корпорации, а объектом являются сами отношения, возникающие между ними.
Система корпоративного управления включает в себя четыре базовых блока, предопределяющих характер взаимодействия заинтересованных сторон (рисунок 1).
Рисунок 1. Система корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Представленная модель иначе именуется четырехугольником корпоративного управления. В общем виде она включает в себя права собственников акционерного капитала, организацию и функционирования органов управления корпорацией, транспарентность бизнеса и его социальную ответственность. С опорой на эти блоки формируется передовая практика корпоративного управления и его стандарты. Рассмотрим их более подробно.
Стандарты корпоративного управления на международном уровне
Разработка стандартов и принципов корпоративного управления в международной практике свое активное развитие получила в последних десятилетиях XX века. Именно тогда были предприняты первые попытки систематизации и выработки принципов КУ, способных обеспечить комфортные условия для деятельности инвесторов.
Уже к началу 2005 года международные объединения инвесторов, организации и правительства различных государств мира разработали более 100 документов в данной области. Основополагающим из них и по сей день остаются Принципы корпоративного управления, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Будучи первоначально принятыми в 1999 году они впоследствии несколько раз пересматривались и совершенствовались. Последняя их редакция была выпущена в 2014-2015 гг., актуальной она является и по сей день.
Основные принципы ОЭСР, определяющие стандарты корпоративного управления на международном уровне, в сущность сводятся в четырем составляющим. В общем виде они представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Международные стандарты корпоративного управления (принципы ОЭСР). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В соответствии с обозначенными выше принципами структура корпоративного управления должна быть ориентирована на стимулирование справедливых и прозрачных рынков, обеспечивая при этом эффективное распределение ресурсов. В то же время система КУ должна соответствовать требованиям верховенства закона и поддерживать эффективный надзор и правоприменение.
Сами же принципы ОЭСР охватывают пять сфер реализации корпоративных отношений:
- права акционеров;
- равное отношение к собственникам;
- обязанности совета директоров;
- роль заинтересованных сторон;
- прозрачность и раскрытие информации.
В соответствии с принципами ОЭСР структура КУ должна обеспечивать защиту прав собственников акционерного капитала и равное к ним отношение, включая миноритариев и иностранных инвесторов. Особая роль отводится обеспечению возможность получения защиты прав акционеров в случае их нарушения.
Крайне важно, чтобы структура КУ обеспечивала стратегическое управление корпорацией, а также была способна гарантировать эффективный контроль за деятельностью менеджмента и его подотчетность, включая совет директоров.
Большое значение отводится точному и своевременному раскрытию информации по существенным вопросам, касающимся структуры акционерного капитала, общих результатов деятельности корпорации и ее финансового положения.
Наконец, корпоративное управление должно обеспечить признание прав заинтересованных сторон, предусмотренных законом и поощрять их сотрудничество с компанией.
Стандарты корпоративного управления в России
Стандарты корпоративного управления формируются как на международном, так и национальном уровне. В условиях российской действительности они принимают форму Кодекса корпоративного управления, последняя редакция которого была выпущена Банком России в 2014 году.
В соответствии с российскими стандартами корпоративного управления первоочередная роль отводится:
- равенству акционеров и обеспечения условий, необходимых для соблюдения ими своих прав;
- выстраиванию эффективной работы совета директоров, в том числе связанной с необходимость включения в его состав независимых участников;
- выстраиванию прозрачных систем вознаграждения высших органов корпоративного управления, включая ограничение размера «золотого парашюта»;
- построению эффективных систем управления рисками и внутреннего контроля, призванных обеспечить разумную уверенность в достижении целей, поставленных перед обществом;
- обеспечению высокого уровня раскрытия существенной информации о компании, ее внутренней политике и подконтрольных ей организациях.
Так или иначе, существующие стандарты корпоративного управления носят рекомендательный характер. Решение об их принятии или отказа от него остается за корпоративным бизнесом.