Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Оценка корпоративного управления

Общая методология оценки корпоративного управления

Анализ практики корпоративного управления (КУ) и оценка его эффективности выступают в качестве одной из наиболее важных задач, стоящих перед высшим менеджментом. В то же время, единства подходов в данном вопросе не выработано до сих пор. Так или иначе, оценка корпоративного управления сводится к необходимость анализа практики его организации и определения уровня развития корпоративных процессов, включая степень их соответствия базовым принципам КУ.

Вся совокупность методов оценки корпоративного управления условно может быть разделена на две группы (рисунок 1), каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Базовые методы оценки КУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые методы оценки КУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Оценочные методы первой группы опираются на использование экономических критериев. Предпочтение при этом отдается оценке результатов финансово-хозяйственной деятельности корпорации и ее экономическому потенциалу.

Вторая группа методов представлена в основном рейтингами и системами мониторинга корпоративного управления. В ее основе лежит использование оценочных критериев управленческого характера.

Несмотря на имеющиеся различия в методике оценки уровня корпоративного управления, все используемые методы должны опираться на ряд основополагающих принципов, основными из которых являются:

  • честность и непредвзятость;
  • прозрачность;
  • подотчетность;
  • ответственность.
Замечание 1

Единого метода оценки уровня КУ, в равной степени подходящего для всех случаев, не существует. В конечном счете его выбор определяется целями и задачами исследования, информационной базой, находящейся в распоряжении лица (лиц), проводящих оценку, а также трудо-временными рамками.

«Оценка корпоративного управления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Рассмотрим количественные и качественные методики оценки уровня корпоративного управления более подробно.

Количественные методы оценки корпоративного управления

Замечание 2

Количественные методы оценки КУ своей целью ставят определение уровня экономической эффективности функционирования корпоративных структур, а в их основе всегда лежат экономические критерии.

На сегодняшний день доподлинно известно о существовании связи между уровнем корпоративного управления и финансовыми показателями деятельности корпорации. В связи с этим количественные методы оценки уровня КУ основаны на методах финансового анализа и оценки рыночной стоимости компании (рисунок 2).

Количественные методики оценки КУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Количественные методики оценки КУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Методика финансового анализа основана на использовании определенного перечня финансовых показателей, которые наилучшим образом характеризуют различные аспекты деятельности корпоративных структур. Их использование всегда предполагает необходимость расчета определённых результирующих интегральных показателей, позволяющих сделать выводы относительно финансовой устойчивости компании.

В основе анализа финансового состояния корпорации лежит множество способов. Наибольшую популярность среди них завоевали:

  • анализ финансовой устойчивости компании (модель Таффлера);
  • оценка вероятности банкротства (модель Альтмана).

На практике в целях оценки финансового состояния корпорации нередко прибегают к методам сравнения. За базу сравнения могут быть приняты абсолютные стандарты (нормативные значения) или показатели «среднего» предприятия той же отрасли или конкурентов.

Необходимость использование методов второй группы, непосредственно связанных с анализом рыночной стоимости корпорации, обусловлена положительным влиянием в долгосрочной перспективе, которое развитая практика корпоративного управления оказывает на рыночную стоимость корпоративных структур.

В основе анализа рыночной стоимости корпораций лежит два основных метода. Первый из них связан с оценкой капитализации дохода (приведение доходов к единой стоимости), а второй – с оценкой рыночной стоимости акционерного капитала посредством сравнения курсовой стоимости акций.

Так или иначе, все методы данной группы основаны на оценке экономических выгод функционирования корпоративных структур. В большинстве случаев они носят ограниченный характер, поскольку позволяют оценить скорее качество работы менеджеров, нежели соблюдение баланса заинтересованности сторон (они не учитывают заинтересованность собственников). В этом заключается их основной недостаток. Тем больший интерес представляют качественные методы оценки

Качественные методы оценки корпоративного управления

Качественные методы оценки КУ представлены в основном рейтингами и системами мониторинга корпоративного управления.

Определение 1

Рейтинг корпоративного управления – это интегрированная оценка качества функционирования системы корпоративного управления акционерного общества.

Формированием и публикацией рейтингов КУ, как правило, занимаются специализированные рейтинговые агентства. Они же разрабатывают методологию его составления.

Рейтинги корпоративного управления, используемые в российской практике, делятся на три группы:

  • рэнкинги;
  • рейтинги;
  • комплексные исследования.

Под рэнкингами следует понимать списки корпораций, участники которых проранжированы по одному сводному показателю. В основе же построения рейтингов лежит комплексная оценка качества корпоративного управления. Комплексные исследования корпоративного управления предполагают формирование рейтингов по отдельным компонентам его качества (например, эффективность деятельности совета директоров).

Так или иначе, все качественные методы оценки КУ своей основе они опираются на использование оценочных критериев управленческого характера. Предопределяющее значение приобретает соответствие практики корпоративного управления исследуемого акционерного общества соответствующим стандартам в этой области. Стандарты в области корпоративного управления определяются наилучше рыночной практикой и находят свое отражение в базовых принципах ОЭСР и Кодексах КУ.

Основным недостатком данной группы методов выступает их высокая трудоемкость. Тем не менее, и качество оценки в данном случае на порядок выше.

Дата написания статьи: 27.06.2018
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot