Роль ораторского искусства в менеджменте – это место, которое занимает ораторское искусство в механизмах управления предприятием, его влияние на результаты, достигаемые менеджерами в профессиональной деятельности.
Значение ораторского искусства в работе современного менеджера
Ораторское искусство – это умение выступать публично, говорить грамотно, красочно и убедительно.
Ораторское искусство нужно каждому человеку, поскольку нашу жизнь невозможно представить без общения. В той или иной степени, всем людям приходится научиться публично выступать. Всем периодически приходится в чем-то убеждать окружающих, но успешность этого зависит как от врожденных способностей, так и от того, сколько времени они тратят на совершенствование своей речи.
Наиболее значимо ораторское искусство для людей, избравших менеджмент своей профессиональной сферой. Специфика речевой деятельности менеджера определяется следующими факторами:
- интенсивность речевых коммуникаций,
- необходимость достижения высокого уровня культуры общения,
- потребность в совершенном владении языком в рамках современных норм,
- потребность в умении использовать языковые единицы при построении адекватных ситуации речевых высказываний,
- необходимость использования речи в качестве инструмента воздействия и взаимодействия с собеседниками, инструмента генерации творческого отношения к собственной деятельности и деятельности других людей (партнеров, коллег, подчиненных.
Неотъемлемая часть профессиональной деятельности менеджеров – это участие в разнообразных:
- встречах,
- семинарах,
- симпозиумах,
- собраниях,
- обсуждениях,
- переговорах,
- деловых встречах.
Нередко менеджерам приходится не просто участвовать в деловых встречах, но и выступать перед малой или большой аудиторией. Некоторые руководители, даже имеющие высокий статус, обладающие успешным длительным опытом работы, предпочитают индивидуальное обращение к работникам или обмен информацией через посредников – иными словами, избегают выступлений на публике. Проблема состоит в том, что многие люди воспринимают выступление перед аудиторией как сложную задачу. Преодолеть страх, чувство неловкости и трепет перед публикой достаточно сложно.
Типичной является ситуация, когда человек воспринимает разговор один на один с приятелем как нормальное и даже приятное времяпрепровождение, а выступление перед аудиторией – даже на ту же самую тему – уже как стрессовую ситуацию, вызывающую внутреннее беспокойство. Это обусловлено разницей ролей. В повседневном разговоре давление со стороны обстановки и окружающих практически отсутствует. Человек ощущает возможность при желании прервать разговор, снять с себя любую ответственность за его протекание. В таких условиях можно легко сконцентрироваться на трансляции своих мыслей. В случае с аудиторией картина иная. Оратор понимает, что ему придется произнести речь до конца, даже если аудитория будет воспринимать ее не слишком доброжелательно. На него возлагается ответственность за выступление. Кроме того, в отличие от разговора в индивидуальном порядке, выступающий перед аудиторией человек не получает явную обратную связь незамедлительно. Как правило, никто не высказывает свое мнение, не отвечает на вопросы, не задает свои вопросы. Именно поэтому требуется знание факторов, влияющих на общение, умение использовать ораторские приемы и принципы построения речи, ориентированной на публику.
Базовые требования к ораторскому искусству
Про некоторых людей говорят, что они прирожденные ораторы. Те, кто не обладает таким талантом, могут научиться технике эффективных выступлений.
Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и тому подобное.
Базовые требования, предъявляемые к ораторской речи:
- правильность. Это первая ступень культурной речи вообще. Устная форма речи (в том числе деловой) допускает больше вольностей, чем письменная, но все равно имеет рамки. Говорящий должен стремиться к абсолютной правильности своей речи. Его собеседники – даже если сами допускают погрешности в общении – не упустят возможности отметить ошибки в речи собеседника. Это неизбежно окажет негативное влияние на восприятие его в целом. Наиболее распространенным речевым недостатком является употребление слов в несвойственных им значениях. Лучше избегать слов, точного значения которых не знаете, а при случае уточнить его в словаре. Также часто встречается нарушение лексической сочетаемости,
- точность. Высказывания должны четко соответствовать мысли. Распространенная проблема – использование жаргонизмов и профессионализмов, непонятных широкому кругу собеседников. В отличие от терминов, они не имеют строгого научного характера,
- краткость. Ораторская речь менеджера имеет сугубо прикладной характер. Менеджер не должен злоупотреблять вниманием и временем аудитории, перегружать ее лишними деталями и неоправданными повторами. Цель состоит в том, чтобы по возможности коротко передать суть дела.
Разумеется, на восприятие речи аудиторией влияют и характеристики, относящиеся больше к форме, нежели к содержанию:
- отчетливое произношение. Если оратор картавит, шепелявит, заикается или имеет другие дефекты дикции, слушателям будет затруднительно разобрать, что он хочет донести. Усилия будут тратиться на понимание самих слов, а не содержания выступления,
- хорошо поставленный голос. Аудитории должно быть слышно, что говорится. Часто для этого (особенно в больших залах) используют специальное оборудование,
- нормальный темп речи – не слишком быстрый и не слишком медленный, комфортный для восприятия,
- соразмерность силы голоса.
Важна и логика выступления. Оно должно быть последовательным, без резких «перескакиваний» с одной темы на другую, без неоправданных возвратов к уже рассмотренным вопросам. Доводы должны быть убедительными, а используемые факты – проверенными на истинность.