Методы управления рисками
Риск менеджмент (иными словами – управление рисками) – это процесс, в рамках которого происходит принятие и выполнение различных управленческих решений, которые по большей части направлены на снижение вероятности появления неблагоприятных результатов экономической деятельности компании и на минимизацию возможных потерь, с которыми могут сталкиваться предприятия при реализации определенных моделей поведения.
Деятельность человека может быть представлена в нескольких составляющих, а именно использование ресурсов, управление деятельностью и получение конечного результата. В современных условиях нестабильности предприятия могут сталкиваться с огромным количеством рисков и противоречий.
Чтобы управлять риском внутри предприятий используют несколько ведущих методов. Условно их можно разделить на 4 группы:
- Методы уклонения от рисков;
- Методы локализация рисков;
- Методы диверсификации рисков;
- Методы компенсации рисков.
Метод уклонения по большей части распространен в условиях хозяйственной практики. Таким методом пользуются чаще всего предприниматели, которые хотят действовать наверняка и добиваться положительных результатов. Методы уклонения от рисков сами по себе достаточно структурированы. Они могут выражаться в отказе работать с ненадежными партнерами, стремлении к участию в проектах, которые будут улучшать имидж предприятия и выведут его на совершенно новый уровень. Иногда руководителям приходится принимать решение и отказываться от инновационных проектов, когда их реализуемость и эффективность находится под вопросом.
Также некоторые руководители прибегают к страхованию рисков. Этот прием является основным в снижении рисков, ведь страхование – это не только защита от неудачных решений, но и инструмент повышения ответственности тех лиц, которые как раз и занимаются принятием решения. Правда, трудно использовать механизм страхования при освоении новой продукции или новых технологий, так как страховые компании не располагают в таких случаях достаточными данными для проведения расчетов. Также руководители, которые работают в условиях риск-менеджмента, ищут гаранты. Функции гаранта могут исполнять разные субъекты – это и фонды, государственные органы и предприятия, которые могут действовать на взаимовыгодных условиях.
Методы локализации рисков используются редко. Но если руководитель имеет достаточно опыта, чтобы четко идентифицировать риски, то в результате он разбирается в источниках возникновения рисков и начинает их контролировать. Локализация может выражаться в создании венчурных предприятий и специальных структурных подразделений, чей основной вид деятельности связан с выполнением рискованных проектов. Методы диверсификации рисков позволяют распределять риски и наделять полномочиями по работе с ними других участников предприятия.
Повышение конкурентоспособности организации
Конкурентоспособность отражает экономические особенности рыночной экономики. Конкурентоспособность определяется потенциалом организации, которого должно быть достаточно для того, чтобы не просто удержать, но и расширить рыночную долю в условиях конкурентной борьбы. Конкурентоспособность выстраивается на основе конкурентных преимуществ предприятия, а умение работать в условиях риска, не нести потери, или иметь минимальные потери – это очень важное качество современных предприятий. Конкурентные преимущества предприятия выражаются во внешних и внутренних основаниях, стратегических и тактических видах деятельности, организационных и ресурсных производствах.
В основе повышения конкурентоспособности лежит идея о том, что у предприятия имеются достаточные основания и ресурсы для отстаивания своей позиции на рынке в условиях нестабильности. Основное направление повышения конкурентоспособности в риск-менеджменте - обеспечение высокого уровня качества товаров и услуг, которые производит предприятие. Когда товары и услуги действительно отвечают всем требованиям качества и безопасности, то даже в условиях кризиса они будут необходимы потребителю. Второе направление - рост производительности труда сотрудников предприятия и подразделений. Современные руководители ориентированы на то, чтобы в штате у них работали исключительно профессионалы. Эти люди имеют достаточный опыт, а значит и в кризисной ситуации смогут грамотно перестроить свою деятельность, аккумулировать все силы и бросить их на поддержание производственных процессов.
Третье направление - внедрение в деятельность предприятия новейших технологий и их постоянное использование. Технологии позволяют повысить скорость производственных процессов, но зачастую на предприятиях появляются такие технологии, которые попросту не до конца исследованы. По этой причине возникают сложности в производстве, а у персонала недостаточно опыта для того, чтобы полностью автоматизировать процесс, сделать это быстро и практически безболезненно. Поэтому изначально необходимо обучить персонал организации, повысить его квалификацию, организовать тренинги и переподготовки, и уже после этого приобретать технологически сложные аппараты.
Принято считать, что повышение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта может быть достигнуто за счет ориентации предприятия и его подразделений на потребительскую сферу, использования современных технологий и высококачественного сырья, повышения качества выпускаемой продукции, организации эффективной системы сбыта и реализации продукции, а также развития человеческого потенциала трудовых ресурсов. Это действительно так, потому что одна из основных целей предприятия –производство товаров и услуг, которые будут пользоваться спросом. Регулярные исследования потребительских интересов позволяют менеджерам быть в курсе последних тенденций и адаптировать технологии производства под запросы рынка.