Эффективность системы управления рисками во многом зависит от организации взаимодействия участников риск-менеджмента.
Субъект управления риск-менеджмента
Субъектом управления риск-менеджмент является специальная группа людей в лице финансового менеджера, специалиста в области страхования, аквизитора, актуария, андеррайтера и пр., которая с помощью разных способов и приемов управленческого воздействия целенаправленно воздействует на функционирование объекта управления.
Процессы управления рисками осуществляются и во внутренней, и во внешней предпринимательской среде, что определяет необходимость взаимодействия с внутренними и внешними участниками данного процесса. Для обеспечения полноценного управления рисками, прежде всего, следует наладить взаимодействие внутри самой организации.
Владелец риска
Владелец риска - это владелец процесса, который наиболее заинтересован в управлении конкретным видом риска.
Заинтересованность владельца риска связана с тем, что устранение определенного риска способствует скорейшему достижению целей процесса. Однако, не всегда можно однозначно сразу определить владельца риска. Прежде всего, это риски, которые имеют сразу несколько причин появления.
Как правило, используются такие способы выявления владельца риска:
- исходный риск дробится на мелкие риски, при этом важно корректно и полно определить ключевые причины риска;
- определяется заинтересованность в управлении риском, отталкивая от целей отдельных процессов.
Недостаток первого способа заключается в том, что после дробления рисков их становится слишком много для организации эффективного управления ими.
Недостатком второго способа является то, что в отличие от причин рисков цели процессов меняются гораздо чаще. Поэтому из-за каждого изменения целей необходимо пересмотреть привязку риска к существующим процессам.
Необходимо установить единственного владельца какого-либо риска. Если выявлено несколько владельцев конкретного риска, то сложнее понять, кто отвечает за управление данным риском в наибольшей степени.
Взаимодействие участников системы риск-менеджмента на предприятии
Рассмотрим ключевые обязанности участников системы риск-менеджмента на современном предприятии:
- Руководитель программы управления рисками отвечает за надзор и мониторинг рисков деятельности предприятия, утверждает управленческие решения, связанные с реагированием на различные риски, реализует мероприятия по мотивации персонала. Кроме того, задача руководителя – назначить владельца рисков в зависимости от их компетенции и уровня ответственности.
- Менеджер проектов оказывает содействие в контроле и своевременном реагировании на риски, возникающие в процессе реализации конкретного проекта.
- Специалист по управления рисками непосредственно отвечает за управление рисками, на регулярной основе составляет план по управления рисками, проводит обучение и консультирование персонала по вопросам риск-менеджмента.
- Владелец риска определяет причины, пути и инструменты воздействия на конкретный риск, участвует в разработке плана реагирования на риск, составляет отчеты о реализации такого плана, осуществляет мониторинг эффективности мероприятий плана, контролирует статус риска.
В целях повышения эффективности риск-менеджмента современного предприятия необходимо построить такую систему управления интегральными рисками, которая включает комплексный подход к оценке максимального количества факторов риска в деятельности предприятия, реализуемой в условиях динамичной внешней среды.