Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Оценка рисков контрагентов

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Риск-менеджмент / Оценка рисков контрагентов
Содержание статьи
Замечание 1

Будучи самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности, любая организация свободна при выборе контрагентов. В связи с этим возникает определенная ответственность в вопросе определения лиц, с которыми организация планирует вступать в отношения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Данная ответственность заключается в том, что хозяйственные связи с контрагентами сопряжены с проявлением разного рода рисков.

Ключевые риски контрагентов связаны с различными мошенническими действиями: нарушение срока поставки, качества, номенклатуры, цен и условий поставок. В случае покупателя это может выражаться в нарушении срока и порядка оплаты, изменении ранее согласованных цен и объема закупки. Мошенничество поставщиков может проявляться в хищении денежных средств, полученных от покупателей, с применением разных способов манипуляций и обмана.

Вместе с тем, организация-налогоплательщик несет и налоговый риск. Зачастую приобретение продукции или услуг у «недобросовестного» контрагента становится причиной для отказа в вычете по НДС и в праве учесть понесенные расходы для расчета налога на прибыль. В этом случае налоговый орган может отнести «излишние» расходы и вычеты к «необоснованной налоговой выгоде». Подобные претензии со стороны налогового органа грозят налогоплательщику доначислениями по налогу на прибыль и НДС, штрафами и пенями.

Риски, связанные с контрагентами

При работе с контрагентами организация может сталкиваться со следующими видами рисков:

  • неисполнение обязательства возврату коммерческого кредита в случае рассрочки или отсрочки платежа, предоставленных контрагенту;
  • неисполнение обязанности по поставке товаров по завершению срока, оговоренного в контракте;
  • неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности по возврату экспортного кредита;
  • неисполнение обязанности принять право собственности на отгруженные контрагенту товары;
  • невозврат авансового платежа в случае нарушения сроков поставки продукции, оказания услуг.

Готовые работы на аналогичную тему

Основными причинами возникновения контрагентского риска можно назвать:

  1. несостоятельность контрагента, наличие признаков банкротства;
  2. политические события;
  3. авария, катастрофа, пожар, стихийное бедствие, которые повлекли длительную остановку производства контрагента.

Признаки недобросовестности контрагента

  • отсутствие контрагента по его юридическому адресу;
  • осуществление контрагентом деятельности, не соответствующей учредительным документам;
  • средняя численность персонала составляет 1 человек;
  • у контрагента нет необходимых для хозяйственной деятельности расходов, например на оплату аренды офиса или склада, услуг связи и Интернет;
  • контрагент не сдает в течении нескольких периодов обязательную налоговую отчетность.

Если контрагент имеет перечисленные признаки недобросовестности (один или несколько), можно с уверенностью утверждать о признании контролирующими органами полученной по сделке с ним налоговой выгоды необоснованной.

Замечание 2

Риски контрагентов — это внешние риски, для снижения вероятности их появления и негативных последствий при их наступлении организации следует разработать методику проверки контрагентов и выработать систему контроля операций с поставщиками, заказчиками, подрядчиками и потребителями.

Способы проверки контрагента

  1. Запрос у контрагента копий учредительных документов до заключения сделки. На основании полученных данных целесообразно сформировать выписку из единого государственного реестр, доступную на открытых информационных ресурсах. Данная выписка содержит не только сведения о юридическом адресе, директоре и учредителях компании, основных видах деятельности, но и данные о нахождении юридического лица в стадии ликвидации.
  2. Анализ картотеки арбитражных дел, доступной на открытых информационных ресурсах, на предмет участия контрагента в судах и разбирательствах.
  3. Поиск открытых исполнительных производств в базе данных, доступной на открытых информационных ресурсах.
  4. Проверка у контрагента наличия действующей лицензии, необходимой при осуществлении отдельных видов деятельности.
  5. Проверка контрагента по реестру недобросовестных поставщиков, доступного на открытых информационных ресурсах.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Виктория Андреевна Останкова

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис