В современном бизнесе риск выполняет определенные функции:
Среди функций объекта управления в риск-менеджменте - организация процессов:
Наиболее оптимальным для изучения функций риск-менеджмента является использование способа классификации функций в зависимости от времени действия их, поскольку зачастую именно временной фактор в рисковых ситуациях бывает определяющим. С данной точки зрения функции риск менеджмента можно выделить:
Как пример последовательных функций, можно назвать мониторинг риска во внутренней и внешней среде организации, регулирование, планирование, учет, организацию, контроль и оценку эффективности системы управления рисками. Среди непрерывных функций - принятие управленческого решения, а также управление внутренними и внешними рисками.
И последовательные, и непрерывные функции между собой неразрывно связаны. К примеру, чтобы выполнить одну последовательную функцию, нужно выполнить весь комплекс непрерывных функций в той части, которая касается данной последовательной функции.
Среди функций субъекта управления в риск-менеджменте выделяют:
В риск-менеджменте прогнозирование подразумевает разработку изменений финансового состояния в целом объекта и его разных частей на перспективу. Прогнозирование - это предвидение какого - либо события. Перед ним не ставится задача непосредственно реализовать на практике разработанный прогноз. Особенность прогнозирования – это также альтернативность при построении финансовых параметров и показателей, определяющая различные варианты развития финансового состояния объекта управления на базе уже наметившихся тенденций. В динамике прогнозирование рисков может производиться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертных оценок тенденции изменения, так и на основе прямого предвидения изменений. При этом эти изменения могут неожиданно возникнуть. Управление предвидением изменений требует у менеджера выработки чутья рыночных механизмов и интуиции, а также использования гибких экстренных решений.
Организация как функция управления – это определенный вид управленческой деятельности, через которую система управления приспосабливается для решения задач, установленных на этапе планирования. В процессе организации осуществляется разработка системы мер, регулирующих деятельность управленческого аппарата. В части управления рисками к этим мерам относят: построение оптимальной и рациональной структуры управления и обеспечение всеми необходимыми ресурсами (финансовыми, человеческими, материальными и др.) для эффективного управления рисками.
При формировании оптимальной структуры управления рисками важно построить структуру, которая бы вписалась в реально существующую, нормальному функционированию организации не мешала бы и в одновременно выполняла функции ограничения или предотвращения рисковых ситуаций в целом для организации.
Обычно, организацию управления рисками тесно связывают с встраиванием или нового функционального подразделения, или с изменением уровней подчиненности.
В первом случае следует найти в уже существующей иерархии управления место для нового функционального подразделения: определить расположение в структуре, определить функциональные обязанности, закрепить иерархию подчинения.
Во втором –расположить структуру управления рисками так, чтобы прежние структурные подразделения находились от нее в зависимости, но расположение это не помешало бы нормальному функционированию организации ( в случаях, если рисковые ситуации для организации становятся угрожающими).
Регулирование в риск-менеджменте подразумевает такое влияние на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости данного объекта при возникновении отклонений от предустановленных параметров. Главным образом регулирование охватывает текущие мероприятия в части устранения возникших отклонений.
Координация в риск-менеджменте – это согласованность работы всех звеньев системы управления рисками, аппа¬рата управления и всех специалистов. Процесс координации обеспечивает единство отношений объекта и субъекта управления, управленческого аппарата и отдельных работников.
Мотивация – это неотъемлемая функция любой управленческой деятельности, в том числе управления рисками. Мотивация обычно рассматривается как процесс формирования условий, воздействующих на потребности людей и позволяющих его деятельность направить в нужную для организации сторону, заинтересовать его в добросовестной и активной работе. Ключевой материальный стимул – это заработная плата, в дополнение к ней может устанавливаться вознаграждение персоналу по результатам работы из фондов, формируемых за счет прибыли, полученной организацией. На вознаграждение в случае управления рисками могут рассчитывать сотрудники, работающие в рисковой ситуации и предотвращающие возникновение рисков своей деятельностью. Материальное вознаграждение также может выплачиваться сотрудникам управленческого аппарата системы риск-менеджмента в случаях удачного преодоления рисковых ситуаций, а особенно в случаях выигрышных решений подобных ситуаций.
В системе мотивации нематериальные стимулы могут выражаться в форме поощрения или иногда наказания. На текущее поведение они воздействовать не могут, но определяют его будущую линию, и люди могут строить дальнейшую линию своего поведения в организации в условиях различных рисковых ситуаций.
Контроль в системе риск-менеджмента представляет собой проверку организации работ по сокращению степени риска. Посредством контроля собирается информация о степени выполнения намеченной программы действия, соотношении прибыли и риска, доходности рисковых вложений капитала, на основании которой вносятся изменения в организацию финансовой работы, финансовые программы, организацию риск-менеджмента. Следовательно, контроль подразумевает анализ результатов мероприятий по снижению уровня риска.