Сущность аутсорсинга управления риском
В условиях современного рынка компании в силу экономической выгоды зачастую передают систему управления рисками или отдельные ее функции (оценка риска или управление конкретным риском) сторонним организациям. Такое явление получило название аутсорсинг управления риском.
Аутсорсинг риска – передача управления риском или функций по оценке риска сторонней специализированной организации.
Например, услуги по оценке рисков часто оказывают брокеры или страховые компании, а управление финансовым риском передается банкам и другим финансовым компаниям.
Преимущества аутсорсинга управления риском
- избавление фирмы от необходимости выполнять те или иные сложные действия и процедуры риск-менеджмента, а значит экономия на заработной плате высокооплачиваемых специалистов;
- сокращение издержек, поскольку часто выполнение отдельных функций собственными силами выходит дороже;
- фирма получает возможность сосредоточиться на ведении основного бизнеса;
- получение комплексного обслуживания, которое включает не только систему риск-менеджмента, но и ряд прочих услуг в сфере аутсорсинга;
- подверженность риску разделяется на части, обеспечивая тем самым приемлемую величину ущерба в отдельности по каждой из них.
Современные компании в процессе передачи функций управления риском на аутсорсинг зачастую прибегают к информационным технологиям. Стоит отметить, что в любой ситуации риск-менеджмент должен соответствовать организационной структуре фирмы и специфике процессов принятия управленческих решений менеджментом. В противном случае система управления риском будет восприниматься как что-то чужое, не отвечающее реальным запросам конкретной фирмы, в результате риск-менеджмент будет иметь низкую эффективность.
Недостатки аутсорсинга управления риском
Помимо перечисленных преимуществ, аутсорсинг управления риском имеет ряд слабых мест:
- с одной стороны, заказчик часто не имеет опыта подобной работы с аутсорсингом, а, с другой стороны, исполнитель-аутсорсер не обладает декларируемым опытом;
- отсутствие методологии и стандартов за собой влечет сложность в измерении результата и оценки качества;
- низкая организационная вовлеченность;
- завышенные ожидания невероятных результатов;
- неудачи на начальных этапах внедрения проекта;
- утрата критически важных знаний внутри самой компании, а также факты утечки конфиденциальной информации;
- отсутствие достаточного опыта процедур соответствия;
- низкая эффективность проектного управления;
- возможное сокращение производительности труда персонала из-за потери мотивации и оценки изменений с негативной стороны;
- наличие риска банкротства аутсорсером;
- значительные затраты времени на этапе построения отношений с аутсорсером;
- наличие налоговых рисков.
Вместе с тем, существуют риски для самих аутсорсеров, которые заключаются в следующем:
- договор на аутсорсинг обычно заключается на длительное время, а значит, есть вероятность появления финансовой зависимости от крупных заказчиков, банкротство которых повлечет убыточность деятельности аутсорсера;
- в случае реорганизации процесса оказания услуг заказчик может досрочно расторгнуть контракт и вновь передать функции управления риском своим внутренним подразделениям;
- ожидание быстрых и невероятных результатов;
- изменение потребностей заказчика в процессе исполнения условий договора;
- изменение платежеспособности заказчика при уже запланированных ресурсах и уникальном продукте, который не может быть продан третьему лицу.
Немаловажно, что аутсорсинг управления риском – практически не проработанная область российского законодательства, вследствие чего его применение достаточно проблемно.