Сущность реорганизации
Реорганизация - это корпоративные действия, которые направлены на создание или прекращение деятельности организации.
Перестройка внутренней организационной структуры является первостепенной задачей каждого предприятия в условиях изменчивости мировой экономики. В частности, это касается повышения конкурентного преимущества на рынке. Намеченные этапы реорганизации необходимо проводить последовательно. Каждый завершенный этап анализируется специальной группой, так как они являются важным этапом завершения каждого проекта.
Методы реорганизации
У каждой организации процесс реорганизации происходит посредством разных стратегий. При этом затрагиваются четыре направления деятельности организации:
- первое направление – масштабирование (данное направление отвечает за изменение масштаба деятельности организации),
- второе направление – изменение направления (данное направление связано со структурными изменениями в направлениях деятельности у организации),
- третье направление – полная реорганизация компании,
- четвертое направление – глобальная реорганизация (данное направление отвечает за изменение среды и полную реорганизацию компании).
Помимо стратегий при реорганизации используются методы.
Первый метод носит название «принудительный». Самый дорогостоящий и нежелательный процесс, так как это метод связан с преодолением сопротивления со стороны персонала. Единственный плюс данного метода заключается в том, что увеличивается время стратегического реагирования. Перед применением данного метода необходимо проанализировать настроение персонала организации, выявить возможное сопротивление.
Второй метод - метод адаптивных изменений. Плюс данного метода в том, что он происходит путем постепенных изменений. Минус в длительности данных изменений. Метод разрабатывается не руководством, а специальной группой. Используя метод адаптивных изменений, данная группа все равно столкнётся с сопротивлением, которое можно решить путем компромиссов и сделок. Данный метод позволяет осуществить изменения и сформировать определенный стиль мышления. Используется метод адаптивных изменений, когда опасность легко предвидеть и особые меры принимать не нужно, в противном случае метод не эффективен.
Третий метод называется «управление кризисной ситуацией». Данный метод используется, когда руководство и компания находится в кризисной ситуации. Например, изменения на мировом рынке, санкции, другими словами критическая ситуация, угрожающая существованию фирмы. В данном случае руководство не борется с сопротивлением, а предупреждает панику, поддерживая коллектив. Для того, чтобы избежать паники необходимо:
- постараться убедить коллектив, что кризисная ситуация неизбежна,
- не нужно зацикливаться на кризисе, а продумывать «спасательную операцию», когда кризис наступит,
- создать «пробный кризис», при данной ситуации заранее формируется поддержка коллектива и уменьшается срочность.
Четвертый метод – это управление сопротивлением. Если первые методы являлись крайними мерами в условиях кризисной ситуации, то данный метод промежуточный и реализуется в сроки диктуемой ситуацией. Последовательное свойство помогает поэтапно реализовывать данный метод. Эффективность метода управления сопротивления будет только в повторяющихся условиях. У метода есть существенный недостаток – значительная сложность осуществления. Администрации необходимо создать на постоянной основе управленческий потенциал стратегического характера.
Использование методов должно быть уместным и своевременным. Поэтому при использовании методов необходимы инструменты для адекватной оценки ситуации. При этом учитываются основные параметры. Первый параметр называется временной горизонт, второй параметр техническая готовность. Для анализа и оценки необходим анализ и прогноз сложившейся ситуации.
Этапы реорганизации
Первый этап – подготовка. На данном этапе просчитывается «желаемый итог». Необходимо поставить перед организацией задачи и цели. Создать специальную группу, которая будет заниматься реорганизацией.
Второй этап – это определение проблемы и сбор информации. На данном этапе необходимо выявить продукты или услуги, которые могут воздействовать на потребителя. Для этого необходимо определить объемы потребления и периодичность. На втором этапе очень важно выделить главные и стратегические процессы в деятельности организации. Принципиально важно понимать запросы потребителей. Итогом второго этапа является обоснованность конкретных организационных изменений. Сюда входят не только внутренняя структура организации, но и эффективные каналы связи.
Третий этап полное принятие и понимание решаемых проблем. Основной целью данного этапа является разработка плана скорейшего достижения цели. Данный этап позволяет понять проблемы организации и помогает спланировать мероприятия текущего процесса решения этих затруднений.
Четвертый этап организационно-техническое проектирование. Данный этап позволяет описать процесс реорганизации технически.
Пятый этап социальное проектирование. Данный этап направлен на выявление социальных аспектов при реорганизации компании. Группа, которая была собрана в рамках программы реорганизация, разрабатывает план взаимодействия между социальными и техническими элементами.
Последний этап, который выполняется отдельно от остальных, но который является немаловажным – это этап согласования. На данном этапе определяется согласования основных компонентов управления с руководящим звеном. Необходимо обозначить ответственных лиц за управление производством и развитием персонала. Руководство необходимо сгруппировать и выделить соответствующие уровни.
Перед организацией необходимо выделить и подготовить новую матрицу с требованиями и квалификациями, для того чтобы после реорганизации перейти к новым видам работ в каждом подразделении, если не планируется ликвидация компании.