Понятие реинжиниринга бизнес-процессов
Реинжиниринг бизнес-процессов – это соответствующим образом оформленный в организационно-распорядительных и нормативных документах процесс основательного переосмысления и радикального перепроектирования бизнес-процессов, с целью достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности.
Реинжиниринг использует ряд специфических средств представления и обработки проблемной информации, понятных и менеджерам, и разработчикам информационных систем.
Смысл реинжиниринга бизнес-процессов заключен в двух его основных этапах:
- определение оптимального, то есть идеального типа бизнес-процесса, в первую очередь основного;
- определение наилучшего в соответствии со временем, средствами, ресурсами и пр., способа перевода существующего бизнес-процесса в оптимальный.
Порядок реинжиниринга бизнес-процессов включает следующие стадии:
- разработка корпоративной стратегии;
- выделение ключевых компетенций, необходимых для внедрения стратегии;
- подробный анализ существующих и действующих процессов;
- выделение процессов, которые должны быть изменены;
- выделение ключевых показателей эффективности для бизнес-процессов;
- непосредственно реинжиниринг;
- контроль и совершенствование новых процессов на основании основных показателей эффективности.
Виды реинжиниринга
Обычно в реинжиниринге принято выделять два основных типа деятельности:
- кризисный реинжиниринг, который затрагивает решение крайне сложных проблем организации, когда дела идут совсем плохо и необходима разработка комплекса мер, позволившего ликвидировать болевые точки;
- реинжиниринг развития, который применяется, когда организация находится в неплохом состоянии, но заметно ухудшилась динамика развития, ее начали опережать конкуренты.
Основные этапы и принципы реинжиниринга
Объект реинжиниринга – не организации, а процессы. Компаниями реинжинирингу подвергаются не собственные отделы продаж или производства, а работа, которую выполняет персонал этих отделов.
После идентификации процессов, нужно дать ответ на вопрос, каким именно процессам необходим реинжиниринг и каким должен быть его порядок. Иными словами, весь процесс реинжиниринга может быть разбит на следующие этапы:
- формирование желаемого образа фирмы – оно протекает в рамках разработки стратегии фирмы и ее основных ориентиров, а также способов достичь их;
- создание модели реального бизнеса фирмы, в которой воссоздается система действий и работ, посредством которых компания реализует свои цели. Это происходит посредством детального описания и документации основных операций компании, оценка их эффективности;
- разработка модели нового бизнеса или перепроектирование текущего;
- внедрение в хозяйственную реальность организации модели нового бизнеса. Воплощение всех элементов бизнес-модели на практике.
Главная цель бизнес-реинжиниринга – резко ускорить реакцию предприятия на изменения, произошедшие в требованиях потребителей или на прогноз изменений такого рода, а также многократное снижение затрат всех видов.
Выделено несколько принципов, лежащих в основе реинжиниринга бизнес-процессов:
- объединение нескольких рабочих процедур в одну. Перепроектированные процессы характеризуются отсутствием технологии сборочного конвейера, в рамках которой на каждом рабочем месте выполняют простые задания и рабочие процедуры;
- принятие самостоятельных решений исполнителями. При реинжиниринге компания ми осуществляется не только горизонтальное, но также вертикальное сжатие процессов. Это возможно благодаря самостоятельному принятию исполнителем решения, когда ему необходимо обратиться к управленческой иерархии при традиционно организованной работе;
- все этапы процесса выполняются в естественном порядке. Реинжинирингом процессов рабочие процедуры освобождаются от линейного упорядочивания, характерного для традиционного подхода и позволяют распараллелить процессы, если это возможно;
- процессы имеют разные варианты исполнения. Традиционно, процесс ориентируется на производство массовой продукции на массовый рынок, в связи с чем, он должен быть исполнен единообразно, вне зависимости от исходных условий в любом возможном типе процесса;
- работа выполняется тогда, когда это целесообразно. Внутри традиционных компаний она организована на основании функциональных подразделений: отдела заказов, транспортного отдела и пр.;
- сокращение числа проверок и управляющих воздействий. Непосредственно проверками и управляющим воздействием не производятся материальные ценности, в связи с чем, выделена задача реинжиниринга – сократить их до экономически целесообразного уровня. Традиционные процессы насыщены такого рода шагами, единственным назначением которых выступает контроля соблюдения исполнителем предписанных правил;
- минимизирование числа согласований. Непосредственные ценности для заказчика не производятся также согласованиями разного рода. Задача реинжиниринга – минимизировать согласования через сокращение внешних контактных точек. То есть, должны быть стерты грани, разделяющие функциональные подразделения;
- уполномоченным менеджером обеспечивается единая контактная точка. Механизм уполномоченного менеджера применяют, когда шаги слишком сложны или распределены так, что они не могут быть объединены усилиями небольшой команды. Уполномоченный менеджер – буфер между заказчиком и сложным процессом;
- преобладание смешанного централизованно-децентрализованного подхода. Современные технологии позволяют компаниям полностью автономно действовать на уровне каждого подразделения, при этом они сохраняют возможность использования централизованных данных.