Понятие реинжиниринга бизнес-процессов
Реинжиниринг бизнес-процессов – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов организации, проводимое с целью достичь резкого, скачкообразного улучшения ключевых показателей деятельности предприятия (например, качества, стоимости, темпов или сервиса).
В этом определении важнейшими являются четыре слова:
Фундаментальное. Приняв решение о проведении реинжиниринга, организация должна определиться с ответами на следующие вопросы:
- почему она осуществляет именно эти бизнес-процессы?
- почему выбран такой способ проведения бизнес-процессов?
- какой организация хочет стать?
В поиске ответов происходит переосмысление существующей системы, действующих положений и правил (часто не формализованных, ошибочных, неуместных или устаревших),
Радикальное. В ходе реинжиниринга производятся существенные трансформации системы, а не поверхностные изменения. В процессе радикального перепроектирования работы начинают выполняться принципиально новыми способами,
Скачкообразного, резкого. Если компания нуждается в улучшении показателей в пределах 10-100%, применяют не реинжиниринг, а более традиционные и мягкие инструменты (начиная от личной мотивации сотрудников путем словесного убеждения и до внедрения программ, направленных на повышение качества). Их использование характеризуется более низким уровнем риска. Целесообразность реинжиниринга характерна для случаев, когда нужно добиться скачкообразного (резкого) увеличения показателей. Для этого старые методы управления заменяются на новые.
Необходимость реинжиниринга не вызывает сомнений в трех случаях:
- если компания находится на грани краха по причине того, что цена товара значительно выше либо их качество значительно ниже, чем у компаний-конкурентов. Иными словами, предлагаемый продукт неконкурентоспособен. Если такая организация не осуществит решительные меры, она неминуемо разорится,
- если компания в настоящий момент не имеет затруднений, но предвидит, что вскоре возникнут трудноразрешимые проблемы. Например, это может быть связано с прогнозированием выхода на рынок новых конкурентов, изменения клиентских ожиданий и требований, трансформации экономического окружения,
- если компания не имеет проблем сейчас и даже не прогнозирует их в ближайшем будущем, является лидером рынка, проводящим агрессивную маркетинговую политику и не удовлетворяющимся и так достаточно хорошим состоянием компании. Такие организации рассчитывают с помощью реинжиниринга, опирающегося на имеющийся запас прочности, стать еще лучше, занять еще более выигрышное положение в отрасли.
Итак, реинжиниринг в определенном смысле родственен инновациям. У них общие задачи: освоить новшества, позволяющие обеспечить конкурентоспособность, и, как следствие, выживаемость и развитие предприятия.
Принципы реинжиниринга бизнес-процессов
Хотя бизнес-процессы в разных организациях отличаются, можно выделить их общие черты, которые должны быть сформированы в результате реинжиниринга.
Бизнес-процесс – это множество «внутренних шагов» предприятия, заканчивающихся созданием продукции, необходимой потребителю.
Принципы организации бизнес-процессов:
- интегрирование бизнес-процессов. Перепроектированные процессы, как правило, не используют в качестве способа координации работы по простым трудовым функциям «сборочные конвейеры». Для сложных процессов не получается все этапы трансформировать к выполняемой одним работником работе, и тогда нужно создавать команду,
- сжатие бизнес-процессов по горизонтали. Исследования показывают, что переход к выполнению процесса полностью одним человеком дает возможность снизить количество сотрудников, значительно (на порядок) ускорить его выполнение, уменьшить количество ошибок. Дополнительно это способствует улучшению управляемости,
- сжатие бизнес-процессов по вертикали (децентрализация ответственности). После трансформации исполнителям дается возможность самостоятельно принимать решения в ситуациях, в которых раньше требовалось обращение к руководству,
- логика реализации бизнес-процесса. На смену линейному выполнению работ приходит логический порядок (т.е. распараллеливание выполнения работ). Это позволяет сэкономить время, которое раньше уходило на взаимоувязки между работами, выполняемыми на разных участках,
- диверсификация бизнес-процессов. Процессы выполнения могут иметь разную форму. В традиционном варианте, ориентированном на массовое производство, процесс выполняется одинаково для всех входов и приводит к согласованным выходам. Но такие процессы чаще всего весьма сложные, детализированные и ориентированные на частный случай (не универсальные),
- разработка разных вариантов бизнес-процессов. Рынок постоянно меняется, поэтому процессы должны иметь вариации, зависящие от сложившейся ситуации, состояния рынка и входов. Начальной точкой для новых вариативных процессов служит проверочный шаг, на котором принимается решение, какая из версий является наиболее уместной. Это делает новые процессы более простыми и понятными за счет ориентации на конкретную ситуацию,
- рационализация горизонтальных связей. Создаются линейные функциональные подразделения, что позволяет выполнять работу в наиболее целесообразном месте. Между подразделениями возникают горизонтальные управленческие связи, устраняющие избыточную интеграцию,
- рационализация управленческих воздействий. Проверки и непосредственные управленческие воздействия должны проводиться только в экономически целесообразной мере,
- культура решения задач. Согласования не имеют материальной ценности, поэтому должны быть минимизированы (в частности, за счет сокращения числа внешних контактов),
- рационализация связей между компанией и заказчиком,
- принцип уполномоченного менеджера для сложных процессов.