Понятие стартапа
Реализация собственного стартапа в сфере промышленного производства – это один из вариантов начала предпринимательской деятельности.
Термин «стартап» является сравнительно новым в русском языке. Он происходит от английского «start up», что переводится как «запускать». Еще в 1930-е Хьюлетт и Паккард основали компанию «Start Up», которая впоследствии развилась в Hewlett-Packard (HP).
Стартап – это только что созданная (или даже находящаяся в процессе создания) компания.
Компания-стартап строится на основе некой бизнес-идеи, нуждающейся в развитии и продвижении. На этапе создания стартапа его учредители, как правило, уделяют много времени исследованиям рынка и поиску средств для реализации своей идеи. Часто слово «стартап» применяют к компаниям, собирающимся предложить покупателям инновационные товары или услуги, и находящимся на этапе поиска финансовой поддержки и подходящих бизнес-технологий. Такие предприятия являются высокорисковыми, их будущее неопределенно.
Вообще стартапы могут учреждаться в любой сфере. Хотя чаще всего слово «стартап» применяют к предприятиям, действующим в области информационных технологий, Интернет-бизнеса и смежных направлениях. Стартапами в свое время были такие гиганты, как Microsoft, Apple, Google, Youtube, Facebook и многие другие. Все они начинались с идеи, разделяемой небольшой группой единомышленников.
Итак, понятие стартапа является достаточно размытым. Можно выделить ряд характерных черт стартапов:
- ориентация на новые продукты. Часто смысл стартапа сводится к продвижению новаторских идей или улучшению старых. Это позволяет стартапам вступать в конкуренцию даже с крупными корпорациями, особенно консервативными, упускающими момент для введения инноваций и предлагающими давно зарекомендовавшие себя товары и услуги. Любой стартап можно охарактеризовать как «прыжок в неизвестность»,
- фундаментом для стартапа служит интересная бизнес-идея. Без идеи не может быть никакого бизнеса, однако именно для стартапов идея приобретает особую ценность. Если идея перспективна, она может стоить дорого. Для контраста можно посмотреть, что в Интернете выложены тысячи стандартных идей бизнеса (некоторые даже с бизнес-планами), их можно прочитать совершенно бесплатно,
- стартаперы ставят все на свой проект. Чаще всего они полностью вкладываются в свою идею – как морально, так и материально. Для того, чтобы идея получила реализацию, стартапер готов крупно рисковать, делать все возможное для достижения успеха. Вероятно, это связано с тем, что большая часть создателей стартапов – это молодые люди, вчерашние студенты (средний возраст основателей стартапов – 25 лет). Можно встретить пренебрежительное название стартапа «гаражный бизнес»: для обсуждения идей молодежь, еще не нажившая состояние, собирается в гаражах или на съемных квартирах,
- инициативная группа работает не ради прибыли, а за идею. Создание стартапа обычно осуществляется командой, возглавляемой идейным лидером: развивать начинание в одиночку слишком сложно. Каждый член команды берет на себя определенные функции: кто-то придумывает перспективные идеи, кто-то планирует на их основе бизнес, кто-то ищет источники финансирования, поставщиков и покупателей. Все прекрасно понимают, что сразу получить прибыль невозможно. Но они воодушевлены своей деятельностью и верят, что в будущем их ждет успех,
- проблемы финансирования. Для стартапов характерен недостаток средств для реализации. Это неудивительно в свете того, что учреждают стартапы увлеченные молодые люди, имеющие много энергии, но не денег. Поэтому стартаперы ищут инвесторов – людей, которые проявят интерес к свежим идеям и вложат в их реализацию собственные средства.
Этапы реализации стартапа в сфере промышленного производства
Реализация стартапа может быть разделена на пять этапов:
- Посевной этап (pre-seed stage). Это стадия поиска идеи и способов ее реализовать (в техническом аспекте). Инициативная группа занимается анализом рынка, написанием бизнес-плана, формулировкой технического задания. Далее создается прототип продукта, его тестирование, исследование спроса и поиск источника финансирования. Если инвестор не находится, то проект затухает – именно так происходит с большей частью стартапов,
- Запуск (startup stage). Это стадия, когда инвестор найден, а продукт подготовлен для запуска на рынок. Продукту, попавшему в рыночную среду, необходимо доказать свою конкурентоспособность. Это непросто, поэтому создателям стартапа приходится проявлять упорство, демонстрировать деловую хватку и творческое мышление. Это этап наибольшего риска для проекта. Если целевая аудитория не проникнется предлагаемым продуктом, история стартапа закончится,
- Рост (growth stage). Это стадия, которая наступает для выживших в конкурентной борьбе проектов после запуска. Продукт завоевывает свою аудиторию, проект выходит на точку безубыточности и постепенно начинает приносить прибыль,
- Расширение (expansion stage). Это этап, когда заявленные в бизнес-плане цели начинают достигаться. Компания не останавливается на достигнутом, проникает на новые рынки. Ее позиции достаточно крепки, достигнута узнаваемость и стабильный спрос на продукцию, доходы увеличиваются,
- Выход (exit stage). По достижению компанией пика развития, инвесторы начинают продавать свои доли более крупным игрокам. Ради этого они и вкладывали средства в компанию на начальных этапах: теперь акции стоят намного дороже. Однако некоторые инвесторы предпочитают сохранить свою долю и получать дивиденды.
В целом эти стадии справедливы для стартапов во всех отраслях. Особенностью промышленных стартапов является более высокий срок окупаемости (чем у стартапов в IT-сфере) за счет необходимости более масштабных инвестиций в оборудование. Увеличение периода выхода на окупаемость связано и с тем, что компании приходится сначала осуществить постройку, оснастку производства и получение лицензий.