Разработка стратегии развития предприятия
Разработка стратегии развития предприятия – это процесс выработки общих целей развития предприятия на период осуществления данной стратегии.
Выбор стратегии зависит от определенных условий: инфляции, конкуренции, экономической политики и иных внешних факторов. Помимо этого, необходимо учитывать внутренние факторы организации- производительность и финансовые ресурсы. Процесс формирования стратегии включает в себя следующие этапы:
- Формирование базисной стратегии,
- Формирование конкурентной стратегии,
- Определение функциональных стратегий.
Виды стратегий
Стратегии делятся на следующие виды:
- Базисная стратегия,
- Стратегия стабильности,
- Стратегия сокращения,
- Стратегия выживания
- Оборонительная стратегия,
- Наступательная стратегия,
- Стратегия первого и второго типа,
- Конкурентная стратегия.
- Стратегия роста.
Базисная стратегия – это стратегия, которая формируется в зависимости от факторов внешней и внутренней среды. Другими словами, базисная стратегия определяет общую концепцию фирмы.
Стратегия стабильности предполагает увеличение размеров организации и требует достаточное количество ресурсов.
Стратегия сокращения используется в условиях нестабильного состояния организации.
Стратегия выживания — это попытка приспособиться к условиям на рынке.
Оборонительная стратегия- это стратегия, которая отражает реакцию компании на действия конкурирующих организаций.
Наступательная стратегия требует инвестиционных вливаний, данную стратегию применяют на фирмах, которые располагают высоким финансовым потенциалом.
Стратегия первого и второго типа направлены на получение финансовых показателей. Отличие первого типа в том, что данная стратегия направлена на получение прибыли, а стратегия второго типа направлена на оптимизацию. Конкурентная стратегия применяется для целей оборонительного характера. Стратегия роста направлена на увеличение размеров компании.
Этапы разработки стратегии
Независимо от сферы деятельности компании ей необходимо планировать свою деятельность. Под планированием понимают формирование целей и стратегий, методов достижения и расстановка приоритетов. Планирование начинается с определения миссии организации и анализа внешней среды. После анализа разрабатывается прогноз на долгосрочную перспективу. Стратегическое управление применяется на высшем уровне управления. Ее отличительная черта- это гибкость. Инструментом стратегического планирования является формирование производственно-сбытовых программ.
Второй этап разработки стратегии – это анализ внешней среды. Данные анализ позволяет спрогнозировать предприятию план на случай непредвиденных ситуаций. Для анализа используется SWOT-анализ. Данный анализ позволяет структурировать, полученную информацию о состоянии компании. На данном этапе разрабатывают план на случай непредвиденных ситуаций, разрабатывают систему раннего предупреждения возможных угроз. Анализ внешней среды позволяет понять сильные и слабые стороны организации, позволяет составить прогноз сбыта, который является основой для первого этапа.
Третий этап – постановка цели. Миссия это одна из ведущих целей. Цели фирмы определяют дальнейшую работу компании и ее стратегию.
Четвертый этап – реализация стратегии. После постановки цели и разработки стратегии необходимо спланировать механизм ее реализации. Основным инструментом реализации является ответственность за реализацию, план и контроль. Данный инструмент возлагается на маркетинговую службу.
Данные этапы разрабатываются сотрудниками организации или при помощи внешнего консультанта. Методика разработки стратегии делится на:
- формальную,
- неформальную.
Довольно часто для разработки стратегий применяют различные матрицы. Наиболее распространенными матрицами являются: Матрица И. Ансоффа и Модель М. Портера.
Матрица И. Ансоффа используется для проработки стратегии в условиях растущего рынка. Показатели матрицы отражают реальные расхождения реальным развитием и планируемым. Модель М. Портера используется для определения доходности предприятия и долей рынка. Данная модель ориентируется на растущий рынок и анализирует предприятия-конкурентов.
Важнейшим заключительным этапом является контроль и реализация плана. Контроль должен отслеживать выполнение поставленных задач и целей. При формировании контроля учитывается формулирование целей контроля, результат контрольных показателей, анализ деятельности и причин отклонения, формирование корректирующий действий.
Данные этапы являются замкнутой структурой и непрекращающимся процессом. Поэтому этапы формирования стратегии должны сопровождаться эффективной системой аппарата управления, который на каждом сформулированном этапе проверяет процесс реализации стратегии, процесс правильности реализуемой миссии, в случае необходимости внедряет корректировку, поставленных целей. Другими словами, контролирующий аппарат формирует цикл от запуска до реализации стратегии. Анализ и внедрение описанной стратегии возможен при использовании всего инструментария управления ресурсов предприятия. Данная стратегия требует формирования эффективной системы аппарата управления, адаптированного к современным условиям хозяйствования и изменениям на микро- и макроуровне, и является наиболее важным аспектом деятельности организации, который позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с развитием предприятия. При взаимодействии организации с внешней и внутренней средой достаточно важно разрабатывать надежную стратегию развития предприятия. Это позволяет применять узнать о состоянии компании в сравнении с конкурирующими организациями. Стратегия помогает продлевать статичность компании и обеспечивает целостность.