Бизнес - это связанная с риском хозяйственная деятельность, которая ведется экономическими субъектами посредством производства и реализации продукции (услуг) с целью получения положительного финансового результата (прибыли).
Сущность проекта создания нового бизнеса
По своим характеристикам и природе процесс создания нового бизнеса имеет много сходств с проектной деятельностью. Большинство компаний, которые осуществляют свою деятельность на разнообразных рынках, рассматривают процесс создания нового бизнеса именно через призму проектного управления.
Напомним, что проектом принято называть ограниченную во времени деятельность, в рамках которой происходит разрабатывают и/или создают уникальный продукт или стандартизированный продукт, но с применением уникальной технологии производства. Отличительными признаками любого проекта является наличие четких конечных целей, взаимосвязи задач и ресурсов, определенных сроков начала и окончания.
Моделью развития проекта во времени является его жизненный цикл. У любого проекта можно выделить следующие фазы жизненного цикла:
- Разработка концепции проекта - заключается в инициировании начала проекта, в определении его сути и в создании проектной команды.
- Планирование и организация выполнения плана- заключается в определении структуры проекта, в планировании его выполнения и его ресурсов, а также в организации выполнения этого плана.
- Реализация проекта - заключается в непосредственном воплощении проекта в жизнь, в том числе посредством координации и контроля;
- Завершение проекта - заключается в достижении поставленных целей и в получении желаемых результатов.
Значение проекта создания нового бизнеса
Разработка проекта создания нового бизнеса проводится предпринимателями, прежде всего, для того, чтобы наметить перспективы хозяйственной деятельности бизнес-единицы на определенный период времени в соответствии с возможностями получения необходимых ресурсов и реальными потребностями рынка. В данном случае формулируют производственные цели на краткосрочный и долгосрочный периоды времени, которым в соответствие определяют тактику и стратегию их достижения.
Проект создания нового бизнеса позволяет получить представление об основных направлениях деятельности предприятия, о целевых рынках и о месте предприятия на данных рынках. Проектная деятельность способствует составлению достоверной оценки финансового положение предприятия, на основании чего заблаговременно и точно прогнозируются потенциальные проблемы. Следовательно, у руководства предприятия возникает возможность заранее разработать пути решения этих проблем.
Проектирование создания нового бизнеса в основном выполняет следующие функции:
- разработка стратегии бизнеса;
- планирование, благодаря чему оцениваются возможности развития нового направления деятельности и контролируются внутренние процессы;
- привлечение денежных средств в виде ссуд, кредитов (банки в настоящее время требуют предоставление проработанного бизнес-проекта);
- привлечение потенциальных партнеров, которые изъявят желание по вложению собственного капитала или предоставлению своей технологии.
Таким образом, в результате разработки проекта создания нового бизнеса оценивается потенциальная эффективность предприятия, выявляются внутрифирменные возможности и слабые стороны, которые приводят к принятию соответствующих решений.
Содержание разработки проекта создания нового бизнеса
Подготовительный этап разработки проекта создания нового бизнеса заключается в формировании проектной команды, которая будет непосредственно воплощать в жизнь бизнес-идею. Внутри этой команды нужно заранее распределить роли и обязанности.
Далее начинается непосредственно проектная деятельность. Она заключается в генерировании и развитии бизнес-идеи, в выборе и обосновании конкретного вида деятельности предприятия, в формулировании соответствующей миссии предприятия.
В соответствии с выбранным направлением хозяйственной деятельности проводится исследование целевого рынка продукции. Оно включает в себя определение емкости рынка, изучение конкурентов, поставщиков, потребителей, разработку конкурентной стратегии предприятия, выявление его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Особое внимание уделяется проработке особенностей технологии производства продукции. С этой целью осуществляют планировку помещений, рассчитывают производственную мощность, пропускную способность, потребности в оборудовании, инструментах, материалах и т. п.
Для нового предприятия нужно выбрать конкретную организационно-правовую форму. На этой основе в дальнейшем разрабатывается организационная структура, определяется необходимая численность персонала, составляется штатное расписание, утверждаются система оплаты труда, формы стимулирования и программа развития персонала.
В зависимости от выбранного профиля деятельности планируются затраты (в виде смет) и объемы производства. Рассчитанная точка безубыточности учитывается при проведении анализа конкурентоспособности продукции. Далее в проект создания нового бизнеса включают маркетинговый план, который, в частности, раскрывает основы будущей рекламной кампании и описывает каналы сбыта.
В финансовом разделе проекта прогнозируют финансовые результаты деятельности нового предприятия. Для этого необходимо определить источники финансирования, рассчитать срок окупаемости, оценить риски.
Составленную информацию агрегируют в одном документе - бизнес-плане, который утверждается заказчиками проекта (как правило, инвесторами). Реализация проекта, т.е. непосредственное создание нового бизнеса в дальнейшем осуществляется именно на основе утвержденного бизнес-плана.