Роль власти в менеджменте
Пути повышения эффективности власти менеджера – это направления трансформации взаимоотношений в рамках организации, результатом которых является изменение распределения полномочий и ответственности.
Основой любых управленческих действий является влияние.
Под влиянием понимают процесс, в ходе которого одна из сторон стремится преобразовать отношение, восприятие и поведение другой стороны.
Могут применяться разные методы и средства влияния. Влияние одного человека на другого может осуществляться с помощью всего лишь идей. В организациях применяется широкий спектр средств влияния – от вежливо высказанной просьбы до угрозы увольнения. Основные факторы, которые определяют способность руководителя влиять на подчиненных:
- личные качества руководителя,
- объем его властных полномочий,
- ситуационные факторы.
Властью называется возможность оказывать влияние на чужое поведение.
Власть необходима для управления, поскольку руководитель в своих действиях зависит от людей, и одних формальных полномочий ему недостаточно. Власть позволяет менеджеру направить действия подчиненных в том направлении, где они обеспечат реализацию интересов компании, предотвращать возникающие конфликты и побудить сотрудников работать с максимальной отдачей. Понятие власти может применяться для характеристики отношений с индивидом, группой и организацией в целом.
Власть как организационный процесс может быть описана следующими характеристиками:
- власть представляет собой имеющийся у пользователя потенциал,
- между теми, кто использует власть и к кому она применяется, имеется взаимозависимость,
- те, к кому применяется власть, обладают определенной свободой действий.
Власть может быть рассмотрена как управленческая категория, которая определяет взаимозависимость между лицами, участвующими в организационном процессе. Чем сильнее один человек (или группа) зависит от другого (других), тем большей властью обладают последние.
По направленности различают две категории власти:
- позитивная, или созидающая,
- негативная, означающая способность препятствовать чему-либо.
Необходимый объем власти зависит от характера и целей деятельности объектов управления. При этом власть должна осуществляться, а не быть использованной. Если сотрудник работает в соответствии с действующими правилами, то менеджер не испытывает необходимость в применении имеющейся власти. Если властью злоупотребляют, то это может проявиться в таких вариантах манипулирования людьми или продуктами их деятельности:
- уклонение от ответственности,
- заключение ложных договоренностей,
- решение вопросов путем оказания давления,
- организация интриг и т.д.
Все это приводит к дестабилизации организации. Эта дестабилизация проявляется тем сильнее, чем более сильно власть сконцентрирована в одних руках.
Пути повышения эффективности применения власти в менеджменте
В процессе функционирования организационные подсистемы потребляют разнообразные ресурсы. Количество ресурсов в обществе ограничено. В частности, на управление затрачивается значительная доля наиболее активной составляющей трудовых ресурсов – работников, которые профессионально подготовлены для такой сложной деятельности, как управленческая. В условиях конкуренции это приводит к необходимости повышения уровня рациональности применения ресурсов, всемерного сокращения затрат и на основании этого – повышения эффективности применения власти в менеджменте.
В ходе повышения эффективности применения власти в менеджменте должны быть реализованы следующие важнейшие принципы:
- Обобщение, состоящее в установлении общих характеристик, присущих всем организационным системам. Оно дает возможность выявить влияние факторов внутренней и внешней среды, способствует определению меры эффективности управления. Оно связано с выработкой и обобщением концепций планирования, организации, мотивации и контроля, т.е. основных функций управления, а также модели принятия управленческих решений и коммуникации,
- Необходимость ситуационного подхода. Обобщенную концепцию процесса управления нужно уточнять для конкретных организационных систем с учетом существующих, так называемых ситуационных переменных, которые отражают различия между компаниями. Ситуационные переменные бывают двух типов: внешние и внутренние. Внутренние переменные – это характеристики самой организации. К внутренней среде относятся цели компании, доступные ресурсы, вертикальное и горизонтальное разделение труда, мотивация и поведение сотрудников. Внутренние переменные – это следствие принимаемых в компании управленческих решений по различным вопросам – например, что должна делать эта компания, кто и какой работой должен заниматься. Руководство принимает решения в адрес внутренних переменных, и они влияют на эффективность, производительность и результативность этой компании по отношению к субъектам внешней среды. Внешние переменные – это факторы внешней среды, влияющие на успешность достижения целей организационной системой. Они неподконтрольны руководителям организации, но организация должна адекватно реагировать на их изменения,
- Необходимость интегрированного подхода. Между всеми ситуационными переменными и всеми функциями управленческого процесса есть взаимосвязь. Невозможно рассматривать их отдельно друг от друга. Процесс управления – это средство, позволяющее учитывать факторы внешнего окружения, оценивать успехи открытой организационной системы. При этом большее число управленческих решений принимается в условиях неопределенности и слабой структурированности проблем, связанных с динамичным взаимодействием внутренних и внешних факторов. Следствием указанных обстоятельств является то, что в результате принятых и реализованных на практике решений имеют место как положительные, так и отрицательные для объекта управления последствия, которые по возможности необходимо предвидеть при принятии решений.