Сущность прогнозирования
Осуществление прогнозирования, как и любой хозяйственной деятельности, проводится на основании упорядоченных правил, при этом оно сконцентрировано на решении целевых задач, которые вытекают из цели предприятия.
Прогнозирование включает в себя систему количественных и качественных предплановых показателей, которые направлены на прояснение вероятного состояния и результата деятельности компании в будущем.
На базе прогнозирования можно определить возможности для достижения поставленных целей, поскольку в прогнозе указана вероятная степень отклонения от соответствующих целей в зависимости от способов перспективных действий и влияния условий (научно-технические, природно-климатические, социально-экономические и политические факторы).
Требования плана учитываются прогнозами, при этом они считаются самостоятельной формой предвидения объективных процессов и вероятного конечного результата при реализации поставленных целей во времени (год, месяц) и ресурсам, которые могут быть выражены в деньгах.
Формы прогнозирования
Разными экономистами предлагались различные признаки для классификации прогнозирования. В соответствии с целями разработки прогнозы бывают следующих форм:
- Поисковые, которые основаны на выяснении перспективного развития исследуемых явлений (с сохранением прошлых тенденций).
- Нормативные, учитывающие заранее поставленную цель, определенный путь и сроки ее достижения. Эти прогнозы разрабатывают от заданного состояния при расчете существующих тенденций.
В соответствии с временными горизонтами, выделяют следующие формы прогнозирования:
- Оперативное, разрабатываемое на срок до года и содержащее лишь показатели количества,
- Краткосрочное, которое разрабатывается на маленькие сроки (обычно до года). Содержит общие показатели по количеству,
- Среднесрочное, разрабатывается на срок от года до пяти лет, включает как количественные, так и качественные показатели,
- Долгосрочное, содержащее общие качественные и количественные показатели (5-15 лет),
- Дальнесрочное, разработка которых происходит на срок более 20 лет и содержит общие качественные характеристики и составляющие.
В соответствии с методами разработки принято выделять:
- Интуитивное прогнозирование, основанное на информации, полученной от экспертов. Есть ситуации, при которых может быть применена только такая форма прогнозирования. Например, когда исследуется новый объект, о котором еще нет статистических или подтвержденных данных, или объект прогнозирования сложный и на него влияет комплекс факторов.
- Формализованное прогнозирование, основанное на фактических данных об объекте. С помощью формализованных методов, например, происходит обработка статистических данных.
Структура прогнозирования
Прогнозирование может проводиться как на предприятии в целом, так и для отдельных его подразделений (цехов, служб), или по видам продукции. Для каждого из этих случаем существует набор определенных методов и показателей.
В структуру наиболее общих показателей, которые должен давать прогноз, включены:
- вероятное достижение поставленных целей, в рамках рассматриваемых прогнозированием направлений;
- размер капитальных вложений, которые необходимы для осуществления программы в целом и для каждого этапа прогнозного периода;
- количественные затраты труда (человеко-часы) для каждого отдельного отрезка прогнозного периода, при этом выделяются затраты по категориям профессий;
- текущие производственные затраты каждого этапа прогнозного периода, при этом выделяют издержки различных стадий жизненного цикла изделия;
- прибыль организации, полученная при достижении поставленных целей.