Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Содержательная сторона управления

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Содержание статьи
Определение

Процесс управления – это последовательность действий менеджера, который направлен на достижение определенной цели организации.

С содержательной точки зрения процесс управления состоит из следующих этапов (рис. 1): прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, контроль и учет, анализ.

Этапы процесса управления

Рис. 1. Этапы процесса управления

Прогнозирование

Прогнозирование можно определить как процесс исследования, который направлен на выяснение тенденции развития предприятия, его внешней среды.

В процессе прогнозирования определяют не только то, что именно должна осуществить организация, но и то когда результат должен быть достигнут.

Прогнозирование может быть: долгосрочное (более 5 лет; иногда 15-20 лет), среднесрочное (1 -5 лет), краткосрочное (обычно на 1 год).

Выделяют следующие виды прогнозов: экономические, развития технологии, развития конкуренции, социальный, состояния рынка.

При прогнозировании обычно используют методы:

  • неформальный (письменная информация, наглядная информация, промышленный шпионаж);
  • количественный (временные ряды, экстраполяция – повторение прошлого, причинно-следственное моделирование);
  • качественный метод (ожидание потребителя, мнение, экспертная оценка).

Планирование

Планирование представляет собой процесс разработки плана развития предприятия. В свою очередь план – это система, включающая:

  1. цели деятельности и развития;
  2. характеристика этапов и способов достижения цели;
  3. расчет необходимых ресурсов для достижения целей;
  4. показатели, значение которых свидетельствует о степени достижения цели и расходах имеющихся ресурсов.

Планирование необходимо осуществлять непрерывно, поскольку это постоянная неопределенность в будущем. Причины непрерывного планирования: ошибка в суждениях и ее устранение, изменение в окружающей среде и реконструкция, реорганизация, реформирование подсистемы.

В процессе планирования определяют кто, что, с применением каких ресурсов и когда должен исполнить.

Ключевыми компонентами организационного планирования являются целеполагание и определение миссии, а также принятие решений.

Организация

Организация представляет собой процесс расстановки во времени и пространстве ресурсов, которые необходимы для достижения цели, и определение способа их интеграции и взаимодействия.

Организацию управления рассматривают в форме специфического алгоритма, который может быть использован на практике для изучения управленческих систем и служит удобным способом определения последовательности работ при совершенствовании процесса менеджмента.

Алгоритм организации системы управления состоит из семи блоков, характеризующих составные части и взаимосвязи между ними (рис. 2).

Организация управления

Рис.2. Организация управления

Отметим, что рассмотренная в Блоках 1-7 последовательность анализа организационных проблем управления схожа для систем управления любого уровня, однако на практике, естественно, необходимо учитывать специфику их. В процессе анализа организации управления важно учитывать связи и взаимозависимости блоков в отдельности. Учет этого существенно влияет на уровень качества при решении задач организации управления, позволяет обеспечить системность в решении проблем.

Связь (1) определяет приоритеты определение целей и задач в целом организационной системы, для того чтобы на практике действия по организации управленческих систем исходили из осознанных и известных целей.

Связь (2) обуславливает принцип необходимости и достаточности разнообразия, который утверждает, что для оптимального функционирования организации необходимо создать такую систему управления, которая позволит управлять всеми элементами ее.

Связи (3,4) определяет тот факт, что между структурой системы управления и управленческой технологией должно быть взаимное соответствие и взаимосвязь.

Связь (5) характеризует влияние на технологию управления структуры, содержания и особенности управляемой системы.

Связи (6,7) определяют то, как структура и технология управления влияет на форму и порядок документооборота, потоки информации.

Связи (8, 9) показывают, что выбор технических средств обусловлен от объемом информации и технологий управления, а технические средства влияют на управленческую технологию, на форму и порядок в документообороте.

Связь (10) подчеркивает влияние техники на структуру системы управления.

Связь (11) характеризует совокупность знаний, который необходим управленческому персоналу и руководителям.

Итак, правильный учет взаимосвязей при организации управления позволяет с уверенностью изучать систему управления со сложной структурой, сетью коммуникаций и потоков информации, документооборотом, используемыми техническими средствами и т.п.

Координация

Координация определяет согласованность действий органов управления и должностных лиц во времени и пространстве, а также в целом между системой и внешней средой.

Объект координирования - это как управляемая, так и управляющая подсистемы. Координация призвана обеспечить единые действия всех управленческих подразделений, управленческих работников и специалистов с целью более эффективного воздействия на производственный процесс.

Ключевая задача координации – это достижение согласованности работы всех звеньев организации посредством определния рациональных коммуникаций и обмена между ними информацией.

Стимулирование

Стимулирование – это совокупность действий субъекта управления, которая побуждает людей делать то, что субъект считает нужным. Методы стимулирования могут быть разнообразными и зависят от степени проработанности системы стимулирования, системы управления в целом и специфики деятельности предприятия. Стимулирование и мотивация персонала оказывают большое влияние на развитие у работника таких важнейших характеристик трудовой их деятельности, как результативность, качество работы, усердие, старание, настойчивость, добросовестность и т.п. Как метод влияния на трудовое поведение стимулирование опосредовано через мотивацию его.

Учет и контроль

Учет и контроль – это фиксация на каком-либо носителе информации значений показателей, на основании которых можно судить о степени достижения целей, о состоянии объекта и субъекта управления, о состоянии внешней среды.

Контроль представляет собой процесс определения, оценки и информации об отклонении значений в действительности от заданных или их совпадении и результате анализа. Предмет контроля - это не только исполнительская деятельность, но и работа руководства.

Учет является необходимой информационной базой менеджера. Его ключевая цель - предоставление правдивой информации о ходе и результате деятельности фирмы, которая положена в основу принятия решений.

Анализ

Анализ можно охарактеризовать как сравнение результатов учета и контроля с ранее запланированными значениями контролируемого показателя. Экономический анализ помогает обосновать с научных позиций решение и действие в области экономики, способствует выбору лучших вариантов действий. Микроэкономический анализ проводится на отдельных объектах и процессах, зачастую имеет место в форме анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, фирмы, включает анализ объемов производства, себестоимости, прибыльности. Ретроспективный анализ - это изучение тенденций, сложившихся в прошлом. Перспективный анализ наоборот направлен на изучение будущего.

Итак, с содержательной точки зрения процесс управления состоит из ряда последовательных этапов. Среди них: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, контроль и учет, анализ.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Ксения Вадимовна Дерюгина

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис