Типы управленческих структур
Проектирование управленческой структуры – это определение перечня подразделений, управленческих звеньев и их взаимосвязей.
Организационные структуры управления возникают как следствие разделения и формализации труда.
Структуры управления делятся на следующие основные типы:
- линейная. Эта структура формируется, если управленческий аппарат строится в виде иерархической лестницы исключительно из взаимоподчиняющихся органов. Каждое подразделение возглавляется руководителем, имеющим все полномочия. Этот руководитель единолично руководит подчиняющимися ему сотрудниками, соединяет все управленческие функции в своих руках,
- функциональная, в которой каждый управленческий орган специализируется на реализации отдельных функций в рамках всех управленческих уровней. Производственные подразделения обязаны выполнять указания каждого из функциональных органов в пределах его компетенций. За счет функциональной специализации управленческого аппарата удается повысить эффективность. На смену универсальным менеджерам, которым пришлось бы разбираться во всем, приходят высококвалифицированные специалисты в той или иной области,
- линейно-функциональная, в которой управленческий труд разделяется следующим образом: линейные управленческие звенья командуют, а функциональные помогают разрабатывать конкретные вопросы, консультируют по подготовке планов, решений и программ,
- дивизиональная, ключевая роль в которой отводится менеджерам, стоящим во главе производственных подразделений. Каждый производственный отдел в такой структуре имеет определенную самостоятельность при ведении оперативной деятельности. К полномочиям общей администрации относится контроль по важнейшим вопросам стратегического развития, инвестициям и научно-исследовательским разработкам,
- матричная, служащая примером гибкой структуры. Организации с такой формой управления могут достаточно легко трансформироваться, адаптируясь к изменениям в направлениях деятельности. В матричных структурах реализовано двойное подчинение: начальники отделов осуществляют организацию управления по функциям, а руководители проектов – организацию выполнения проектов.
Этапы проектирования организационных структур
В рамках проектирования организационной структуры можно выделить три крупные стадии, каждая из которых делится на этапы:
Анамнестическая, или предпроектная стадия. Ее смысл – выявление наличия проблемы, из-за которой нужно провести проектирование:
- проведение анализа объекта управления: способен ли он вообще реализовать или выполнить стоящие перед ним цели,
- проведение анализа существующей организационной управленческой структуры, оценка ее эффективности и соответствия поставленным целям,
- анализ информационных элементов,
- анализ персонала, задействованного в управлении, уровня их квалификации и организации трудовой деятельности,
- подготовка проектного задания – технического задания или технико-экономического обоснования,
Проектная стадия, на которой выполняется детальное описание проектируемых организационных структур управления:
- построение проекта организационной управленческой структуры,
- формулировка требований к организационной системе,
- формулировка требований к персоналу,
- оценка эффективности проекта, сопоставление ее с проектным заданием. Формулировка вывода о том, позволит ли проект совершить задуманное,
Стадия реализации:
- утверждение или согласование проекта,
- оформление проекта в виде, приемлемом для принятия организацией,
- внедрение проекта, мониторинг его исполнения, коррекция по мере необходимости.
Методы организационного проектирования
Организационное проектирование производится путем последовательного приближения к рациональной управленческой модели. Применение методов проектирования позволяет выполнить рассмотрение, оценку и переход к практической реализации наиболее эффективных альтернатив. Среди наиболее востребованных методов можно отметить:
Метод аналогий, заключающийся в том, что к проектируемой организации применяются организационные формы и механизмы управления. Например, при использовании метода аналогий вырабатываются типовые структуры управления для производственно-хозяйственных компаний, а также определяются условия и границы их применения,
Экспертно-аналитический метод, состоящий в аналитическом изучении и обследовании организации с привлечением квалифицированных специалистов, работников и руководителей компании для выработки рациональных рекомендаций по перестройке или формированию организационных структур управления на основе количественной оценки существующей системы, экспертных рекомендаций и обобщения передовых достижений науки менеджмента,
Метод структуризации целей, который предусматривает формирование системы организационных целей в количественном и качественном аспектах. Он включает в себя несколько этапов:
- построение дерева целей – структурной основы для взаимоувязки всех видов деятельности компании на основе ожидаемых результатов,
- проведение экспертами анализа предложенных вариантов организационных структур с точки зрения соблюдения принципа однородности целей для различных подразделений, организационной обеспеченности целей, установления отношений руководства и подчинения и т.д.,
- составление карт полномочий и ответственности,
Метод организационного моделирования, который состоит в разработке формализованных отображений (в математической, графической, машинной или иной форме) относительно распределения ответственности и полномочий в пределах компании. Также этот метод служит и для оценки и анализа разных вариантов организационных структур по системе взаимосвязанных переменных.
Процесс проектирования организационной структуры управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов.